Тенденции сексуального поведения молодежи — журнал #51



Лев ЩЕГЛОВ
Тенденции современного сексуального поведения молодежи
Из доклада на юбилейной конференции, приуроченной к выходу
пятидесятого номера журнала «СПИД. Секс. Здоровье»

Сексуальность человека соединяет в себе две важные противоречивые тенденции: это нечто общее, присущее человеку как биологическому виду: инстинкт, биологическая программа, и нечто частное, присущее только данному индивидууму. Это нечто частное является спецификой, которая определяется сугубо культурой, тем полем, в котором живет человек, атмосферой и обстановкой, той субстанцией, которая и отличает одну культуру от другой. Отличие одной субкультуры от другой сегодня часто преподносится под очень модным, но весьма расплывчатым понятием «ментальности».

Культура, как ни странно, имеет почти такое же количество определений, различно трактуемых, как и слово «любовь». По данным частотных лингвистических исследований, в любом языке слова «культура» и «любовь» употребляются максимально часто и в то же время имеют множество различных неоднозначных определений. Наиболее распространенные определения культуры – это: определение системы норм и ценностей, которые формируют индивидуальное и общественное сознание; система продуктов духовного опыта; система знаковых систем. Последнее определение предполагает систему представлений, которые дают нам целый ряд ориентиров, ряд целей, которые незримо присутствуют в нашем индивидуальном жизненном опыте. Безусловно, эта знаковая система определяет и сексуальное поведение.

Во всем многообразии проявления сексуальности, если говорить об общественном, массовом сознании, существуют, в основном, три модели. И любое государство, любое общество дрейфует в одном из этих трех направлений.

Первая модель: государство само вводит некие жесткие нормы (что есть нормально и не нормально, что есть прилично и не прилично, что позволено и что не позволено) и эти нормы обеспечивает репрессивными мерами. Понятно, что это путь тоталитарного государства, это путь нашего недавнего прошлого, когда все было достаточно нелепо, антинаучно, ужасно, но жестко, конкретно и понятно (юбка выше колен – это плохо, и все общество должно было так считать, и школьные педагоги из-за этого выгоняли из класса). Общественные структуры сами обеспечивали проведение норм, установленных государством.

Вторая модель: общество вырабатывает представление о том, что в сексуальном поведении есть норма, и контролирует следование этой норме, опираясь на мнение и достижения науки. Третья модель: индивидуум сам контролирует свое поведение, сам определяет границы нормы, а государство ограничивает его выбор лишь рамками действующего закона. От первой модели мы уже ушли, к третьей еще не пришли, то есть находимся где-то в пути, приближаясь ко второму варианту, когда общество предлагает или, по крайней мере, выражает готовность вырабатывать некие нормы, опираясь на мнение специалистов.

Какие частные тенденции характеризуют сексуальное поведение молодого человека в сегодняшней России начала XXI века?

Тезисно можно обозначить основные из них:
Поляризация сексуального поведения, многополюсность в восприятии проблем сексуальности. Монотонность, гомогенность и одинаковость ушли вместе с такой же одинаковостью советского общества. Сегодня, как подтверждают социолого-статистические исследования и судебно-криминалистическая практика, нечто в сексуальном поведении, что считается совершенно нормальным представителями одной молодежной группы, воспринимается категорически неприемлемым представителями другой. При этом обе группы живут в одном городе, слушают одну музыку, общаются на одном сленге, относятся к одному возрасту. В молодежном сексуальном поведении сегодня нет единой линии. И молодежная субкультура для юного поколения гораздо важнее всей остальной культуры во всех ее проявлениях. Субкультура как бульон, в котором варятся конкретные индивидуумы, определяет для молодежи основные ценности.

Смещение центра исследований сексуальности и аспектов сексуальной жизни с мужчин на женщин. Это, безусловно, позитивный сдвиг. Хотя некоторые склонны считать этот процесс сдвигом в сторону унисекса, то есть стирания грани между мужским и женским. В современной науке, как и в современной жизни вообще, женская сексуальность признается естественной и нормальной, наделенной теми же правами, что и мужская. Этот тезис звучит сейчас как аксиома, однако всего 15 лет назад и среди тех, кто обращался к сексологу, из 10 было 8-9 мужчин, и 90% научных исследований в этой сфере посвящались проблемам именно мужской сексуальности. Дискриминация женской сексуальности сегодня повсеместно уходит.

Категорическая смена ценностей брака. Сегодня люди женятся и выходят замуж, осознавая это или нет, опираясь совсем на иные ценности, нежели это было совсем недавно. В связи с этим возникает некий парадоксальный вывод о том, что в ближайшем будущем, с одной стороны, разводов будет все больше, с другой стороны, институт брака никуда не исчезает, но изменяется по сути. Брак будет основываться, скорее, на интимных, а не формальных связях, на автономии супругов, а не на их слипаемости, на адаптации друг к другу, а не на клятве, данной в ЗАГСе или церкви.

Что особенно характерно для молодежи и с точки зрения сексологов является позитивным: новый стиль поведения под названием «серийная моногамия». Это нечто среднее между тем, к чему призывали когда-то брачующихся: иметь одного партнера на всю жизнь (что, в общем-то, нереально), и бесконечным поиском идеала с хаотичной сменой партнеров. Серийная моногамия предполагает то, что сейчас наиболее часто встречается в молодежном поведении, по крайней мере, в крупных городах: пары находятся в сексуальных отношениях, но они не гарантируют, что обязательно будут вступать в брак, не дают обоюдных обещаний, что это навсегда или надолго, но в процессе этих отношений они сохраняют верность друг другу, не предполагая возможность контактов с другими партнерами. Это моногамия, но она серийная: после этой серии сериала под названием «Жизнь» последует вторая, пятая, но в рамках каждой серии эти молодые люди доверяют друг другу.

Следующую тенденцию можно определить как явление, точно охарактеризованное нашим современником академиком Д.С. Лихачевым как «сужение сферы запретного». Не давая оценки, хорошо это или плохо (это в чем-то хорошо, а в чем-то – плохо), принимаем это как некий непреложный факт: сфера запретного во всем – в размышлениях, описаниях, изображениях, рассуждениях, обсуждениях – все больше и больше сужается. И порой бывает трудно понять, а осталось ли еще что-то, о чем нельзя говорить.

Еще одна интересная тенденция в сексуальном поведении молодежи – это так называемая «эротическая скука», то есть отсутствие влечения к сфере сексуального, концентрация интересов в других жизненных областях. По данным статистических исследований, проведенных нашими московскими коллегами, примерно 7-8% молодых людей и 30-36% девушек, будучи, подчеркну, совершенно здоровыми по психологическим и психиатрическим критериям, демонстрируют отсутствие влечения к сфере сексуального.

Снижение возраста начала половой жизни – это еще один неоспоримый факт современности. Большие проблемы этой ситуации связаны с тем, что соматическая зрелость все более опережает зрелость психологическую, не говоря уже о зрелости социальной.

Крайняя индивидуальность сексуального поведения. Мы все чаще сталкиваемся с тем, что, собственно, лежит в основе междисциплинарных исследований: когда ни психиатру, ни психологу, ни сексологу не удается однозначно и четко определить мотивы поведения того или иного человека, который с точки зрения всех перечисленных специалистов диагностируется как «практически здоров». Практически здоровые люди демонстрируют сегодня все большее разнообразие стилей сексуального поведения. Это было совершенно не характерно для ситуации 10-20-летней давности.

Происходящее любопытно и требует серьезных исследований. Изучение всех этих особенностей современной ситуации может что-то дать для решения конкретных проблем, в частности, понимания того, как стоит выстраивать систему профилактики такого тяжелого и страшного явления как ВИЧ-инфекция.

Запись доклада (в сокращении)
Татьяны ПАВЛОВОЙ

Если Вы хотите получить более подробную информацию об
Институте психологии и сексологии (ИПиС), заходите на сайт
www.sexology.spb.ru,
задавайте свои вопросы по телефону (812) 237-18-52, 237-14-80
или e-mail: info@sexology.spb.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *