Нравственный запрет или серийная верность? — журнал #47



Лев Щеглов
Нравственный запрет или серийная верность?

Вся западная культура (а мы, при всех спорах о том, Евразия мы или Азеопа, тяготеем все-таки к Европе) переживает ярко выраженную тенденцию: чем более развитая страна, чем более либеральная, тем ниже возрастная планка первых сексуальных контактов. Для сравнения, например, в Саудовской Аравии средний возраст начала половой жизни старше европейского, и это обусловлено традициями и всем общественным укладом. Западная культура имеет свои плюсы и свои минусы. И каждое явление, в том числе ранняя сексуальная жизнь, не должно расцениваться как нечто замечательное или, напротив, отвратительное. Факт есть факт, и с ним надо считаться. Однако никто не мешает нам задуматься и попытаться понять, а каковы особенности этого явления, какими общественными изменениями это вызвано и к каким социальным последствиям приведет. Еще совсем недавно среднестатистический возраст начала половой жизни равнялся девятнадцати годам, сегодня — шестнадцати-семнадцати. Но сегодняшний шестнадцатилетний молодой человек по своим физиологическим и психофизическим показателям не уступает двадцатилетнему юноше середины прошлого века. Вместе с тем, явление акселерации, обусловленное многими причинами, не объясняет абсурдного снижения возраста половых контактов до двенадцати-четырнадцати и даже (бывает и такое) десяти лет. Разум подсказывает, что должны же быть какие-то пределы!

Что с этим делать и как к этому относиться? Недавно у меня состоялся заочный диспут с представителем православной церкви. Церковь никогда не поощряла добрачных «соитий» и сегодня остается на своих незыблемых позициях, призывая к воздержанию до брака. Проповедь непорочной жизни прекрасна, призыв к нравственной чистоте замечателен. Я не против, просто я вижу, что это нереалистично. Как я могу призывать к тому, что заведомо невыполнимо? Интересно, что, при общем снижении возраста начала половой жизни, на Западе, и более всего в Америке, наметилась отчетливая тенденция более поздних браков. Браки заключаются не «по первому чувству» («Ах, нам уже восемнадцать, и мы любим друг друга!»), а «по зрелому размышлению». Сегодня ранний брак среди продвинутой молодежи считается глупостью. Брак, считают они, это серьезная история, и ты можешь создавать семью, когда ты уже состоялся: по крайней мере что-то имеешь за душой и можешь зарабатывать деньги. И это правильно. Если сегодня средний возраст вступления в брак 26–27 лет, то смешно предполагать, что юноши и девушки (в большей степени юноши) будут девственны до этого времени. А если они останутся девственниками в этом возрасте, то я, как сексолог-психотерапевт, буду искать у них невротические механизмы, или снижение гормонального напора, или еще какие-то причины такого отклонения. Любое отклонение от среднестатистической нормы, существующей в данный момент времени на данной широте и в данных условиях, связано с изменениями личности. Условно говоря, если средний возраст начала половой жизни 17 лет, а Петя Иванов начал ее в 14, а Коля Петров, напротив, в 25, то это не просто так, этому есть особые причины. Реальность такова, что призывы к воздержанию — это в лучшем случае благие намерения, в худшем — заведомый обман. Я бы поставил вопрос иначе. Меня, честно говоря, не слишком пугает то, что многие имеют секс до брака. Это нормальное явление, и ничего страшного в этом нет. Меня больше пугают секс без чувств («тусовка, подвальчик, все делают это, а я чем хуже?»), случайные связи («выпил, не помню, с кем не бывает») и сексуальная непросвещенность (незащищенный секс, заболевания, передающиеся половым путем, вплоть до СПИДа). Вот эти вещи действительно печальны. А если, скажем, юноша или девушка имели не романчик на три дня, а серьезную любовную историю, пошли на сближение с предметом своей страсти, а потом что-то не сложилось, ну что ж, ничего страшного. Это некий опыт, который не деформировал, а, скорее, обогатил их личность.

В современной Америке, судя по публикациям в прессе и целенаправленной политике общественного воспитания, семья рассматривается как ценность номер один. Среди американской молодежи распространяется новая «сексуальная мода» — отказ от ранних сексуальных контактов, отказ от секса с несколькими партнерами. Причины тому, я думаю, кроются прежде всего в том, что в Америке, как и в большинстве стран Европы, почти все легализовано. Посмотрите у нас: и в массажных салонах, и на обочинах дорог, предлагаются всевозможные услуги проституток, а проституции у нас вроде бы и нет, это нелегальный бизнес, отданный на откуп бандитам и коррумпированным представителям власти. Порнография продается на каждом шагу, и, в отличие от платных секс-услуг, это явление отражено в нашем законодательстве и преследуется по закону. Но что подлежит наказанию? «Незаконное распространение порнографии». Предполагается, что есть законное? Порнография существовала и будет существовать, но если закрыть на это глаза, будет еще хуже. Порнографию нужно и можно регулировать: взрослым, в определенных обстоятельствах, — да, детям и подросткам — никогда и ни за что; криминальная порнография — никогда и никому, жесткая эротика — в строго ограниченных местах, тех же секс-шопах, вход в которые ограничен возрастным цензом. Американское общество уже прошло через систему демократических и либеральных «расширений», показавших свои плюсы и минусы, и вернулось к системе разумных ограничений, которые позволяют, через легализацию, контролировать и регулировать явления, которые запретить невозможно. Что в итоге? В итоге — четкое разграничение общественного — антиобщественного и соблюдение норм приличий, принятых в обществе. Кроме этого, на возникновение «сдерживающих» тенденций в молодежной (в данном случае не только в молодежной) среде, влияют факторы риска: страх СПИДа, умноженный на американскую гиперчувствительность к состоянию собственного здоровья и «здоровью нации». Поэтому не стоит приписывать современным американцам повышенную моральность, зачастую «регулятором» сексуальной жизни выступает банальный страх.

К данной ситуации можно относиться двояко. Среди американских подростков принято проводить время на вечеринках, которые называются «dating», в вольном переводе «встречи». На дейтингах девушки-юноши встречаются, пьют пиво, танцуют, расходятся по комнатам, а далее… доводят друг друга до оргазма без полового контакта как такового, то есть стимуляцией руками эрогенных зон, мастурбаторно, орально… Они получают разрядку, цель выполнена, но формально они «чисты», физиологически девственны. Как к этому относиться? На мой взгляд, в этом есть мощный элемент лицемерия. То, что происходит на этих вечеринках, с точки зрения современной сексологии и есть сексуальная жизнь (ведь секс не ограничивается контактом гениталий). Так зачем сохранять такую девственность? Видимо, опять же, из страха перед ЗППП, а также как пропуск в следующие отношения, в которые молодые люди хотят вступить нетронутыми. С точки зрения гигиены такие отношения, действительно, непредосудительны, во всяком случае, безопасны: они не приводят к распространению ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем. С точки зрения психологии, это тот же самый секс, только сублимированный и расчетливый («ощущения получить хочу, но…»).

Что нужно нашим подросткам, в нашей стране? В первую очередь, тщательнейшим образом продуманная и подготовленная система сексуального просвещения. А этого нет и не предвидится. После того, как в 1996 году был объявлен тендер на создание такой программы, включенной в школьное образование, а затем все разработки были ошельмованы и забыты, ничего нового не появилось. В школах как не было нормальных просветительских уроков по сексуальной культуре, так и нет. Как в стародавние времена! По-прежнему, как показывают опросники, у подростков на первом месте среди способов получения информации о сексе стоят сверстники. И в системе просвещения это тоже нужно использовать, как у нас в Петербурге этот опыт используется Молодежными консультациями в работе по профилактике СПИДа. Оказывается, очень эффективно действует прием, когда прошедшие тренинги, продвинутые сверстники обучают одноклассников, вступают с ними в проблемный диалог. Но не надо упускать из виду, что система сексуального просвещения не должна фиксироваться только на физиологических и гигиенических аспектах. Мне приходилось видеть, как подросток запросто рассказывает о том, как пользоваться презервативом, но краснеет, уходит от разговора при словах «чувство», «любовь». Думаю, что именно для России спецификой просветительских программ должна стать прерогатива философско-нравственных сторон отношений мужчины и женщины: любовь, семья, верность, ответственность — все это очень важно, и значительно важнее познаний анатомо-физиологических и технических подробностей.

На мой взгляд, совсем не случайно среди нашей молодежи все большее распространение получает так называемая «серийная моногамия». Совсем недавно в сексологии возник такой термин: моногамия — наличие единственного сексуального партнера, когда побочные половые контакты исключены, серийная — предполагающая, что эта «верность» ограничена во времени, и с прекращением этих отношений начинаются другие, но на тех же, моногамных, условиях. Молодые люди не клянутся в любви до гроба, не загадывают на многие годы, встречаясь и испытывая друг к другу сильные чувства, они планируют жить вместе какое-то время: полгода, год, три, как сложится, но в этот промежуток времени они налагают обоюдные обязательства не иметь сторонних сексуальных контактов. На мой взгляд, это достаточно морально. Такие пары, после нескольких лет «гражданского брака», узнают друг друга значительно лучше, чем те молодые возлюбленные, которые встречаются по субботам, ходят вместе в филармонию и на дискотеку. Конечно, после относительно продолжительной совместной жизни некоторые пары распадаются, но к следующей «серии» и к семейной жизни они подходят более подготовленными. Другие, сохранив интерес друг к другу и накопив опыт гармоничных отношений, создают прочную семью. Поэтому, повторюсь, это хорошо и с моральной точки зрения, и с гигиенической: есть партнер, которому доверяют, есть барьер против распространения ЗППП, нет психо-сексологических отклонений. Так что если сравнивать, как варианты внебрачных отношений молодежи, воздержание, сублимацию и серийную моногамию, последнее, на мой взгляд, — это то, что не должно вызывать тревоги у ревнителей нравственности, общественности и просто родителей выросших детей.

Размышления доктора Щеглова записала Татьяна Павлова

Если вы не согласны с изложенным мнением или хотите поделиться собственными идеями о сексуальном просвещении молодежи, звоните профессору Льву Моисеевичу Щеглову в Институт психологии и сексологии (ИПиС) по телефону
(812) 534 47 96 или пишите на e-mail: in-psy-sex@mail.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *