Семья — школа любви — журнал #36



Семья — школа любви

В этом году состоялась еще одна очень важная международная конференция, имеющая самое непосредственное отношение к тематике нашего журнала. Она проходила с 31 августа по 04 сентября в Берлине и называлась: «Lasting love», или «Вечная любовь». В конференции приняли участие представители 134 стран Европы, Азии, Америки, Австралии, Африки. Ее участниками были студенты и преподаватели университетов мира. От России делегация была немногочисленной: пятеро студентов из Санкт-Петербургского университета, один представитель из Санкт-Петербургского центра по профилактике и борьбе со СПИДом и два представителя из Москвы — психологи, занимающиеся проблемами подросткового возраста. Главная идея конференции была сформулирована так: «The world of tomorrow founded on love», или «Мир будущего зиждется на любви». Идея нова и — стара как мир! Что можно противопоставить враждебности, агрессии, бездуховности современного мира? Ничего, кроме ЛЮБВИ. Эту идею разделяют большинство людей, и особенно она близка молодому поколению. Семья, построенная на любви родителей друг к другу и своим детям, дает возможность ребенку вырасти счастливым человеком. Чем больше счастливых семей, тем больше гармоничных людей, тем больше гармонии в окружающем мире. Поэтому все доклады на конференции были посвящены проблемам любви, семьи, брака, то есть изначальным общечеловеческим ценностям.

Доклад Аллы Александровны ДАВЫДОВОЙ «Семья — школа любви» был встречен участниками конференции с большим вниманием и пониманием.


Естественной предпосылкой для создания основ современного брака явился самый древний и универсальный запрет на сексуальные отношения с родственниками. Что толкнуло человечество на принятие этого правила, до сих пор неясно. Одни исследователи считают, что причиной послужил генетический фактор, то есть, люди заметили, что от сексуальных контактов с родственниками рождаются дети с тяжелыми уродствами. Другие исследователи считают, что важны социальные факторы, то есть упорядоченные социальные отношения как основа всякого общества. Особо отмечен факт частной собственности как фактор кристаллизации семьи: после смерти хозяина нужно было определить точное отцовство и материнство конкретного ребенка. С появлением частной собственности появилась семья, освященная узами брака в лоне церкви через обряд венчания, а затем и через государственные учреждения, которые выполняют функции регистрации брачных отношений. Брак, в сущности, есть не что иное, как социальный (государственный) институт семьи, то есть институт, разрешающий сексуальную жизнь и ее регулирующий.

Семья начинается с брака и в нем заканчивается. Человек начинает свою жизнь в семье, которую он сам не создавал, ее создали его отец и мать, и в эту семью он входит одним своим рождением, задолго до того, как ему удастся осознать самого себя и окружающий мир. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется этой первичной семьей, его детством, тем, насколько любящими были его родители, а также опытом семейной жизни, который он получит в родительском доме. Именно поэтому семья является школой формирования последующих семейных отношений. Зачастую родители сумели только родить детей и дать им жизнь, но открыть им путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести — ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья, — не сумели.

В действительности же человеческая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости. Там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первейшего назначения. Научить детей любви родители могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать счастье детям родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть источник душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Родители: и отец, и мать — оба необходимы для формирования зрелой и полноценной личности ребенка. Родители любят своего ребенка, но любят его по-разному. Любовь матери к ребенку безусловна, мать любит своего ребенка независимо ни от чего, любит просто за то, что он есть. Для того чтобы быть любимым своей матерью, ребенку ничего не надо делать. Все, что от ребенка требуется, — это быть ее ребенком. Так любят своих детей все матери, правда, если они нормальные, хорошие матери.

И вот эта материнская безусловная любовь к своему ребенку наполняет его жизнь исключительным счастьем, так как утоляет сокровеннейшее желание каждого человека в истинной любви. Что касается любви отцовской, то она носит несколько иной, обусловленный характер. Отец любит своего ребенка за что-то: за похожесть на него, за оправдание надежд и т. д. Но эта любовь в жизни ребенка играет исключительную роль, она призывает к дисциплине и порядку, а потому помогает будущей социализации ребенка. Зрелый человек внешне свободен от материнского и отцовского влияний, но он включает их в свою сущность и сам, получив родительскую любовь, способен развить свои собственные способности к любви, основанные на разуме и здравом смысле.

Однажды И. Кант высказал о воспитании простые, но верные слова, не потерявшие своей актуальности: «Воспитание есть величайшая и труднейшая проблема, которая может быть поставлена человеку». Разрешение этой проблемы, от которой зависит будущность человечества, начинается в лоне семьи, и заменить семью в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь, и при том с такой щедростью, как нигде более. Никакие «детские сады», «детские дома» и тому подобные фальшивые замены семьи никогда не дадут ребенку необходимого, ибо главной силой воспитания является то взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком и ребенка с родителями связью, единственной в своем роде — таинственной связью кровной любви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *