Врач — больной — журнал #35



ВРАЧ — БОЛЬНОЙ
От интервью к партнерским отношениям

Известно, что большинство ВИЧ-пациентов жалуются, что лечащий врач недостаточно вникает в проблемы больного. Врач прерывает пациента, прежде чем тот ответит на заданные вопросы, и редко дает исчерпывающие ответы на полученные вопросы. Пациенты жалуются, что им недоступна информация о лечении и собственном состоянии. На первом этапе взаимоотношений «врач-пациент» достаточно применять такую несложную методику общения, как интервью. Хорошее интервью служит основанием для доверительных отношений.

Задавая вопросы больному, доктор выясняет, как больной воспринимает свою болезнь, чем, в первую очередь, ему нужно помочь. Весь процесс лечения больному нужно объяснять. И при этом необходимо показывать пациенту, что его понимают, ему сопереживают. Даже самые, казалось бы, простые вопросы необходимо формулировать правильно. Есть заведомо «закрытые» вопросы. Вы спрашиваете: «Вы хорошо себя чувствуете?» Этот вопрос предполагает «Да», «Нет», «Нормально». Это «закрытый» вопрос, он не располагает к дальнейшей беседе. По сути тот же вопрос можно сформулировать как «открытый»: «Как Вы себя чувствуете?». Если далее Вы спрашиваете: «Почему?», в большинстве случаев Вы «закрываете» пациента. Не нужно переоценивать возможности больного. Вести беседу, брать интервью должен доктор. Он объясняет состояние больного, строит перспективу дальнейшего лечения и дальнейших отношений. Я считаю, что нужно создавать книги для больных, целые библиотеки. Иногда больные боятся, что у них могут увидеть специальную литературу. Поэтому каждый должен иметь возможность прийти в такую библиотеку и получить журналы, брошюры, книги о природе и лечении болезни, и научные, и популярные.

Нужно организовать «школы» для больных, давать, так сказать, начальное обучение. В рамках такого «образования» нужно развивать партнерство с больным. Увеличивая ответственность самого пациента в таких партнерских отношениях, мы снимаем нагрузку с медицинских работников. Ведь эта нагрузка зачастую оказывается для них непосильной, неслучайно говорят о «синдроме сгорания» — измотанности, нервных перегрузках медицинского персонала, приводящих к тому, что медсестры и врачи оставляют свою работу. Очень трудно работать с пациентами-наркоманами. Если такой больной не пришел на прием, нужно звонить ему домой и узнать причину неявки. Трудно контактировать с пациентом по телефону. И здесь нужно строить интервью, и важно, чтобы оно длилось не менее получаса и не производило впечатления «дежурных» вопросов.

При первом визите в диспансер пациенту можно дать листовки, издания, дающие первоначальную информацию о его болезни. На следующих приемах эту информацию нужно расширять и углублять. Особенно тонко нужно подходить к пациентам с сомнительными результатами и неопределенными блотами. Врач должен избегать прямых ответов и проводить беседы о безопасном поведении. Беседа о безопасном сексе не должна пугать пациента, особенно с сомнительным диагнозом. Вынудить пациента дать расписку о непоставлении другого лица под заражение — не самоцель. Нужно достучаться до пациента, разбудить его чувство ответственности.

Что касается профилактики, то многое нужно делать, чтобы не допустить инфицирования. С этой целью, по примеру европейских стран, нужно развивать «Аутрич»-услуги — центры помощи на местах трудным подросткам и наркоманам. Причем там должна предоставляться не только медицинская помощь, но и социальная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *