Что знают и могут голландцы? — журнал #66



Михаил ЗЕЛЕНСКИЙ
Mikhail ZELENSKY

Что знают и могут голландцы?
How Do the Dutch Do It?

Что вы в первую очередь вспоминаете, когда слышите слово «Голландия»? Наверное, то, что эта страна имеет и другое, полное название – Нидерланды (это все 12 провинций, а Голландией называют лишь 2 из них). Еще, конечно, мельницы, тюльпаны, сыры, деревянные башмачки… Продвинутые обыватели непременно упомянут об «обилии легких наркотиков», «кварталах красных фонарей» и «свободной любви». Вопрос разрешения легких наркотиков мы обойдем стороной, а вот на тему сексуальной раскрепощенности и просвещенности, толерантности к представителям «нетрадиционной сексуальной ориентации», на тему раннего и грамотного полового воспитания поговорим подробнее.
В 1960-е годы Нидерланды были в авангарде сексуальной революции, идеи сексуальной свободы захватили голландскую молодежь, появилось множество общественных движений и волонтеров, готовых продвигать раннее половое воспитание в школах, пропагандировать свободный (и при этом безопасный) секс. В начале 60-х появились первые противозачаточные таблетки, хотя легально их применение разрешили только в 1969-м. В том же году был основан крупнейший фонд страны, главной специализацией которого стало сексуальное просвещение и здоровье населения, – фонд Рутгерса (Rutgers Stichting).
В 1970-е в обществе возникла дискуссия о практике абортов (каждая женщина имеет право на аборт и должна иметь возможность прервать беременность, прибегнув к услугам профессионального и, желательно, недорогого врача). Государственная медицина оставалась консервативной, врачи отказывались выписывать девушкам контрацептивы. В это время при поддержке фонда Рутгерса было открыто 60 женских клиник по всей стране.
В 1975-м половое воспитание включили в школьную программу, а годом позже в стране провели первую информационную кампанию с использованием СМИ, целью которой был подъем общей сексуальной грамотности населения, пропаганда здоровой сексуальной жизни, использования противозачаточных средств и объяснение необходимости раннего сексуального воспитания детей.
В 80-90-х годах наступил «кризис системы»: общество стало более настороженно относиться к вопросам, связанным с сексуальностью и половой жизнью, – свою роль сыграли эпидемия ВИЧ/СПИДа и волны сексуального насилия. Государственные расходы на информационные кампании и поддержание клиник были существенно урезаны, к середине 90-х осталось лишь семь частных клиник, в которых женщины могли сделать аборт. Однако активная деятельность фонда Рутгерса и других организаций к этому времени уже дала ощутимые результаты – использование контрацептивов голландскими женщинами стало обычной практикой, наблюдался самый низкий в Европе уровень подростковой беременности и абортов. Кстати, одновременное использование презерватива и противозачаточных таблеток, так называемый «голландский дубль» («going double Dutch»), – выражение и практика, которые из Нидерландов разошлись по всему миру.
Голландцы не считают зазорным открыто говорить о сексе. В 2006 году в Утрехте прошла международная конференция, которая так и называлась: «Давайте говорить о сексе!» («Let’s Talk about Sex»). Толерантность и грамотность голландцев в вопросе половых отношений воспитывались десятилетиями. Благодаря такой политике, поддержанной государством, 99% голландцев знают, как надо предохраняться (и большинство не будет этим пренебрегать), знают, как передаются и как не передаются ВИЧ и гепатит, знают, что имеют право на свободу в сексуальном выборе, а значит – могут заботиться о своем здоровье сами, могут планировать свою семью и свое будущее, могут защитить себя от сексуального насилия. Минздрав любой страны может позавидовать такой ситуации.
Актуализировав вопросы сексуальности и сексуального (репродуктивного) здоровья в своем обществе и вооружив население знаниями, голландские организации не остановились на достигнутом. Фонда Рутгерса больше не существует, но есть Рутгерс Ниссо Групп (Rutgers Nisso Groep), голландский экспертный центр по вопросам сексуальности, созданный в 1999 году, основная цель которого – охрана и поддержка сексуального и репродуктивного здоровья людей как в Нидерландах, так и за их пределами. Главными средствами достижения этой цели являются: грамотный информационный менеджмент, то есть обработка сведений, создание «информационных пакетов», распространение информации, опора на знания, мониторинг эффективности информационных кампаний и многое другое. Рутгерс Ниссо Групп создает веб-сайты, организует обучающие курсы и проводит тренинги как для профессионалов (медицинских и социальных работников и прессы), так и для обычных молодых людей и их родителей. Финансируется организация за счет государственных источников Нидерландов, в основном на министерском уровне. Среди программ Рутгерс Ниссо Групп особо стоит выделить проект, получивший название Youth Incentives («Стимулы молодежи»). Проект имеет международный характер и направлен в первую очередь на поддержку правительственных и неправительственных организаций в странах переходного периода. Цельпроекта – обеспечение и поддержание сексуального и репродуктивного здоровья молодежи в этих странах.
Используя богатый голландский опыт, участники этого проекта – не только голландцы, но и представители стран Центральной и Восточной Европы, России, Африканского континента и Центральной и Юго-Восточной Азии – делают все возможное, чтобы актуализировать вопросы сексуальности и репродуктивного здоровья во всем мире. Методы работы Youth Incentives такие же, как и у основного подразделения, – информационные кампании, веб-сайты и тренинги. В качестве ключевого принципа работы и пропагандистской деятельности проекта был принят «принцип ППУ» (RAP-rule) – Права, Принятие сексуальности и Участие молодежи. Проект Youth Incentives наглядно демонстрирует, как важно и полезно применять знания на практике, ведь в сексуальной сфере знания означают здоровье. И даже если кому-то голландский опыт не по душе, здесь есть чему поучиться.

Подробности о программах и проектах Rutgers Nisso вы можете узнать на сайтах:
More information on Rutgers Nisso projects and programmes available at:

Участники программы «Стимулы молодежи», второй слева – наш корреспондент Михаил ЗЕЛЕНСКИЙ. Утрехт, Нидерланды, 2006
Participants of the Youth Incentives’ training, 2nd from the left our correspondent Mikhail ZELENSKY Utrecht, the Netherlands, 2006

What comes to your mind first when you hear the word «Holland»? Probably, the other name of the country, the Netherlands, which consist of 12 provinces while only two of them can be called «Holland». Perhaps also well-known symbols like windmills, cheese, tulips and wooden shoes. And some would definitely state the abundance of «soft drugs», red light districts and the thriving free-love culture. Let alone the issue of permitted marihuana smoking, we’ll talk about sexual enlightenment and emancipation, tolerance towards sexual minorities and adequate sexuality education.
In the 1960s the Netherlands were in the avant-garde of the sexual revolution. There were plenty of youth movements, new ideas caught the minds of Dutch young people and they were eager to promote them further. The first contraceptive pills appeared at that time, but legally permitted they were only in 1969. And in the same year Rutgers Foundation was established to become the country’s largest focal point for sexuality education, promotion of new medicines, and protection of people’s reproductive and sexual rights.
In the 1970 with the support of Rutgers Foundation about 60 clinics were opened across the country, and sexuality education was introduced into the school. A massive media campaign took place on safe sex behaviour and promotion of the services for youth specifically.
In the late 1990s the state has reduced funding due to the opinion that after about 30 years of hard work of the Rutgers Foundation sexuality education and services were available in public education and the health sector. Many of the special clinics (including abortion services) for youth and adults were closed. However, the result of mass sexuality education was evident – by the 1990s the Netherlands had the lowest level of teenage pregnancies, STIs and abortions in Europe and the use of contraceptives became a common practice. The whole world knows the Dutch practice, going «Dubbele Dutch», meaning simultaneous use of condom and contraceptive pill.
Dutchmen don’t find talking about sex shameful or disgraceful; on the contrary they call everyone to talk about it openly. For instance, a conference «Let’s Talk about Sex» was carried out in Utrecht in 2006. Tolerance and competence of Dutch people in sex related issues was brought up for years, and it has a certain impact. The Netherlands were the first country to permit unisexual marriages. Some would allege that abundant tolerance brings nothing but licentiousness and lechery. But who knows, probably it will be a common practice in some twenty years, and the Dutch again would be ahead of everyone. The main point, however, is that due to this state-supported and foundation-delivered sexual policy, 99% of the Dutch people know how to use contraceptives and won’t ever neglect it, know how a person can and can not be infected with HIV or hepatitis, know that they have the right to have a choice, and hence can take care of their own sexual and reproductive health behaviour, and can protect themselves against sexual violence, etc.
Having actualized the issues of sexuality and reproductive health in their own society, the Dutchmen did not fold their hands. Rutgers Foundation does not exist anymore, but there is Rutgers Nisso Groep which works on the promotion of sexual health for youth and adults The main tool for that is accurate information management – information packages, seminars, workshops, trainings, leaflets, web-sites, etc. and the promotion of access to youth friendly services.
One of the prominent programmes of the Rutgers Nisso Groep is Youth Incentives – an internationally oriented programme aimed at supporting both governmental and non-governmental organizations in the «transition countries» in order to improve and support sexual and reproductive health of young people in those countries. The methods that Youth Incentives uses in its activities are similar to those of the main department – information campaigns, web-sites, brochures, trainings, conferences etc. The use of the RAP-rule for youth (Rights, Acceptance, and Participation of young people) was established as the main principle of the organization.
Youth Incentives programme shows in practice how important and useful it is to apply knowledge, address attitude, and increase skills, for in the sexual sphere of life knowledge equals to health. And even if someone is not in favour of the Dutch approach, there most certainly is something one can learn.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *