Сексуальность и любовь в современном обществе — журнал #61



Лев ЩЕГЛОВ
Сексуальность и любовь в современном обществе

Уже несколько лет в этой рубрике печатаются интервью с самым известным в Санкт-Петербурге доктором-сексологом, ректором Института психологии и сексологии, профессором Львом Моисеевичем Щегловым. Изначально темы для бесед выбирались либо редакцией журнала, либо самим доктором Щегловым. В последнее время чаще всего тему задают читатели, которые пишут письма в редакцию или присылают свои вопросы на сайт журнала.
В этот раз наиболее актуальными нам показались вопросы о том, что же такое сексуальность в современном обществе, как она проявляется и как это понятие связано с другим, пожалуй, самым важным явлением в жизни человека – любовью.

— Лев Моисеевич, что же такое сексуальность и что такое любовь? Насколько эти понятия связаны между собой?
— Сексуальность определить трудно, но можно. Любовь определить тоже можно, но сколько будет определяющих, столько и определений.
Я бы сказал так: сексуальность – это комплексная основная характеристика человека, связанная со всеми аспектами пола, включая социальные (вопрос гендерности), культурологические, исторические и другие. Это и проблема индивидуальной психики – самосознания, самооценки, это и коммуникативные проблемы, так как человек чаще и лучше ощущает и осознает себя, вглядываясь в другого. Это и физиологические проблемы организма и так далее.
Сексуальность – одна из важнейших характеристик, потому как половая принадлежность нам дана от рождения и до гробовой доски. Кроме единственного случая, который все-таки к норме не относится, – это транссексуализм (глубокая убежденность в принадлежности к другому полу). Пол – это единственная характеристика, которую человек изменить не может, если он не транссексуал. Если задуматься, все остальное мы можем изменить. Можно поменять внешность, возраст, имя и убеждения, гражданство и социальное положение. Все меняется, кроме пола. Это – сущностная, важнейшая характеристика, неспроста данная человеку.
Любовь, безусловно, очень тесно связана с сексуальностью, поскольку любовь предполагает отношения людей. Определить любовь не берусь, есть сотни определений, и все они зависят от идеологии того, кто определяет. Есть определение, что это – просто божественное чувство, данное свыше. И есть, например, психиатрические определения, типа «любовь – это снижение критики по отношению к объекту любви» (когда другие, у кого критика остается на прежнем уровне, говорят: «Что он в ней нашел?»).
Определений множество, вплоть до того, что любовь – это временное помрачение сознания. Именно так и утверждали психиатры 19 века. Ведь влюбленный действительно иногда ведет себя аффективно, нелогично и действует порой как одержимый.
Определить это понятие очень трудно, хотя во всех языках, судя по частотным словарям, это одно из самых часто употребляемых слов. Другое дело, что во многих языках это понятие смазано, размыто.
— Но, видимо, и в других языках существуют разные слова для обозначения любви и сексуальности. Связаны ли эти понятия причинно-следственной связью?
— Да. Если мы говорим о чувственной любви, то, конечно, да, связь прямая. Эти понятия безусловно связаны, если мы говорим не о платонической любви, а о более гармонично-сбалансированном чувстве – любви с оттенком физического тяготения.
Что же касается взаимодействия любви и сексуальности, можно сказать следующее. В советские годы считалось невозможным говорить, что секс и любовь могут существовать вне друг друга. В действительности, это, к сожалению, факт, эти вещи могут существовать раздельно. Любовь Петрарки и Лауры – это, без сомнения, любовь, хотя они никогда не дотрагивались друг до друга. В то же время, юношеский секс, который определяется только периодом гиперсексуальности, страстным физиологическим желанием, может быть лишь случайной сексуальной встречей, когда любви нет, а есть тяга, влечение. Другое дело, когда эти две вещи сходятся, когда есть и секс, и любовь, наверное, это и есть то, что называется счастьем, то есть полная удовлетворенность. Наверное, это и есть та идеальная схема, к которой каждый осознанно или неосознанно стремится.
— А как формируется сексуальность человека?
— Этот разговор может занять много часов. Но попытаюсь изложить самые ключевые моменты.
Сексуальность формируется в зависимости от того, как развивается организм в целом. Потому что при недостаточной выработке определенных гормонов не будет у человека ни влечения, ни особых переживаний. Вовторых, она зависит от того, как человек воспитан родителями, средой, обществом. И, в-третьих, в какой культуре или эпохе живет человек. Например, рыцари Карла Великого буквально плакали под окном Прекрасной дамы, даже не претендуя на какой-либо физический контакт, а надеясь получить лишь скромный знак внимания, например, сброшенный платочек.
То есть, с точки зрения современного мужчины, вели себя немного странно. Зато через полчаса они могли прискакать в какую-нибудь деревню и насиловать там простолюдинок. Поэтому очень много зависит от того, какие, упрощенно говоря, понятия в отношении пола и взаимоотношений полов существуют в данном обществе, культуре или времени.
— То есть сексуальность – это характеристика, присущая каждому индивидууму с раннего детства и до самой смерти?
— Да. Но поскольку человек уже давно живет не в поле природы, а в поле культуры, то очень важно еще, в какое время он живет, в каком обществе, какая среда его формирует, и так далее. Поэтому сексуальность средневекового рыцаря, римского патриция и современного человека, принадлежащего к обществу массовой культуры – это три различных сценария сексуальности. Поэтому это и организм, и индивидуальная психология, и социальнокультурный фактор.
— А какие факторы доминируют в современной сексуальности?
— Массовость, мифология (очень много мифов, которые, несмотря на колоссальную доступность любой информации, разрушить очень трудно), некая примитивизация и следование стандартам моды. Увы, это факт. Сегодня человек очень гипнабилен, и то, что пропагандируют различные ТВ-шоу и глянцевые журналы, для человека неосознанно становится ориентиром и идеалом, к которому он стремится, начиная внешностью и заканчивая интонациями и стилем общения между мужчиной и женщиной.
— А какова разница между мужской и женской сексуальностью и тем , как они воспринимаются?
— Здесь, с одной стороны, действуют старые стереотипы: мир устроен для мужчин, мужчина – хозяин, он должен быть сильным, агрессивным, успешным. Женщина – мягкая, принимающая, ожидающая.
В общем, интерпретация тезиса «что положено Юпитеру, то не положено быку». То есть, в сексуальном поведении, «что позволительно для мужчины, то непозволительно для женщины». Эти старые стереотипы в общественном мнении на удивление живучи. В то же время, существует тенденция, которая, с одной стороны, демократична и гуманна, с другой – просто опасна. А именно – то, что называется маскулинизацией женщин и феминизацией мужчин.
Сегодня общество принимает наличие у мужчин определенных черт поведения и внешности, веками позволительных только для женщин.
Яркий пример тому – тщательно следящие за собой метросексуалы. В то же время, женщинам позволительно заниматься бизнесом, быть хамоватыми, агрессивными, отдавать предпочтение типично мужским занятиям, свободно выбирать себе партнеров и так далее. Это приводит к опасному, на мой взгляд, явлению в современной массовой культуре – появлению стиля унисекс, когда нет ни мужского, ни женского, а есть нечто усредненное, и во внешнем виде, и в поведении, и поступках.
— А в чем опасность этой тенденции?
— Стираются понятия «мужественность» и «женственность», которые относятся к глобальным понятиям. Все-таки, хотя я не люблю природных аналогий, рожает и вскармливает ребенка женщина, а защищает и приносит кусок пищи мужчина. Последствия этой тенденции пока непонятны и необъяснимы, но с уверенностью можно сказать, что нарастает такое мощное сексуальное направление, как транссексуализм (а не гомосексуализм, как может показаться, поскольку мода и шоу-бизнес не влияют на реальное число гомосексуалистов).
Действительно, фиксируется рост количества людей, которые убеждены, что пол можно менять. А если нет половых различий, то и половая характеристика, с чего мы начали, перестает быть самой основной, самой сущностной для человека.
И сегодняшняя сексуальность находится меж ду молотом и наковальней, где с одной стороны – недемократичные и несправедливые стереотипы мужецентричного мира, а с другой – тенденция нивелирования грани между мужским и женским.

Интервью подготовил
Михаил ЗЕЛЕНСКИЙ

Если Вы хотите получить более подробную информацию об
Институте психологии и сексологии (ИПиС), заходите на сайт
www.sexology.spb.ru,
задавайте свои вопросы по телефону (812) 237-18-52, 237-14-80
или e-mail: info@sexology.spb.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *