О некоторых особенностях ВИЧ/СПИДа в Санкт-Петербург — журнал #61



Василий КОГАЛОВСКИЙ
О некоторых особенностях ВИЧ/СПИДа в Санкт-Петербург

Всемирный день борьбы со СПИДом прошел, а проблемы остались. Главными из них специалисты считают несогласие различных общественных сил, объявивших войну опасной болезни, и тесную связь ВИЧ-инфекции с другой напастью – наркоманией.

Главной проблемой в борьбе со СПИДом стали сами борцы, вечно несогласные друг с другом и старающиеся урвать у конкурентов каждую лишнюю тысячу рублей, долларов или евро, пожертвованных на борьбу с ВИЧ-инфекцией, а также выделяемых в виде грантов международных организаций или бюджетных ассигнований. Ничуть не менее значимыми для соперничающих групп стали их подходы. Сторонники общественного здоровья не могут понять друг друга: психологи, например, «давят» на одни стороны проблемы, медики на другие, правоохранители – на третьи, при этом одни почти не способны услышать других, потому что каждый исходит из своей парадигмы. Каждая парадигма хороша, пока не застилает взгляд на другие.

Тем временем распространение эпидемии опасного вируса, едва приостановившееся в прошлом году, вновь пошло по нарастающей. За 11 месяцев 2006 года в Петербурге выявлено около 3,400 новых носителей ВИЧ – на треть больше, чем в прошлом году. Сегодня ВИЧ обнаружен у 0,6% жителей северной столицы. Все возвращается на круги своя: прирост вновь дали потребители наркотиков. Еще недавно казалось, что этот путь распространения вируса становится менее значимым: ВИЧ-инфекцию в последние месяцы «подхватывали», как правило, половым путем. Однако ситуация вновь стала прежней. Отличий, как показывают последние исследования, два: среди зараженных – все больше женщин, а среди наркоманов-носителей ВИЧ теперь преобладают потребители не героиновых препаратов, а психостимуляторов. Это означает, что пора менять методы воздействия на пациентов, но еще нужно решить, как именно.

Медики, ученые и власти озабочены тем, чтобы число носителей инфекции по возможности не росло. Потому что лечение обходится непомерно дорого. Необходимые расходы на каждого пациента составляют примерно тысячу долларов в месяц, и эта сумма почти одинакова в России и США, уверяют посетившие в декабре Санкт-Петербург американские профессора Роберт Хаймер и Джордж Вади, специализирующиеся на проблемах СПИДа. Так, в Штатах ежегодные затраты на каждого больного составляют 12–20 тысяч долларов. Разница в цифрах больше зависит от выбора препаратов и фирм-изготовителей, нежели от эффективности лечения. Она, во всяком случае, такова, что ВИЧ перестал быть смертельно опасным, с ним можно жить долгие годы, если регулярно поддерживать здоровье медикаментами.

Но российский ВВП в прошлом году составил 5,364 доллара в пересчете на каждого жителя страны. А реальные денежные доходы россиян пока не достигают и этой величины. Поэтому приходится прибегать к помощи международных организаций.

Например, Глобальный фонд выделяет в год до 1,700 долларов на каждого больного. А международная общественность, прежде всего из стран Африки, жители которой наиболее подвержены эпидемии, добилась серьезного снижения цен на лекарства.

Что касается Петербурга, то самих денег из федерального бюджета на борьбу со СПИДом он не получает, вместо них в город поступают лекарства. Параллельно приходится лечить пациентов от наркозависимости.

В Петербурге для ВИЧ+ наркопотребителей действует специальный стационар на 380 мест – здесь от двух напастей лечат одновременно.

Врачей, специализирующихся на двойной эпидемии, становится больше, а потому их голос становится более заметным в учреждениях, занятых планированием бюджетных вливаний в медицину. Но сами потенциальные пациенты слишком часто не осведомлены о возможности собственного спасения и лечения. «Нам нужны люди, нам нужны больные, нам нужна реклама», – сказала на пресс-конференции Галина Волкова, заместитель главного врача городского Центра по профилактике и борьбе со СПИДом. Интерес действительно оказывается обоюдным: врачи рыночной эпохи заинтересованы в больных, которые станут их пожизненными пациентами, даже если не признаются в этом сами себе.

А западные специалисты сравнивают нынешний Петербург с Нью-Йорком двадцатилетней давности. Профессор Йельского университета Роберт Хаймер рассказывает: крупнейший город США в 80-ых захлестнула волна СПИДа и наркомании. Напуганы были даже врачи. А в метро часто видели пассажиров в марлевых повязках: ничего не зная о ВИЧ, люди боялись заразиться воздушно-капельным путем. Из 200 тысяч нью-йоркских наркоманов инфицировано было около 100 тысяч. Но в начале 90-х здесь приступили к программе по обмену игл для шприцев, подключив к ней аптеки. Число зараженных наркоманов быстро сократилось вдвое. Потом нашлись методы эффективного лечения. И эпидемию почти остановили.

Многие специалисты по ВИЧ/СПИДу считают, что акцент следует сделать на изменение политики и правовых норм: они должны быть более жесткими. Политика – это всегда компромисс заинтересованных людей и структур. Поэтому цели законов бывают расплывчатыми, а их результаты кратковременными. Нормы должны быть не вечными, а гибкими. Когда не дают результата мягкие меры, нужны более жесткие санкции. Сейчас политику по отношению к ВИЧ/СПИДу надо ужесточить. А через несколько лет, возможно, вновь придется вносить коррективы в законы, сделав их либеральнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *