Аспекты законодательства РФ в области социальной защиты сирот — журнал #59



Татьяна АТАУЛИНА
Cпециалист по социальной работе
с детьми и молодежью «Центра «Инновации»
Санкт-Петербург

Аспекты российского законодательства
в области социальной защиты сирот

Дети – будущее каждой страны, и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране изо дня в день растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях.
Проблема детей, оставшихся без попечения родителей, всегда была и будет болезненной для общества. В случаях же, когда эти дети родились от ВИЧ-инфицированных матерей, проблема становится наиболее острой. Весь спектр социальных проблем, который имеется у ребенка, оставленного матерью, отягощается еще и наличием диагноза, который является настоящим «пугалом» для большинства обывателей.
Дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей и оставленные ими, являются лишь частью глобальной проблемы социального сиротства в России.
Почему ВИЧ-положительные матери оставляют своих новорожденных детей? Это обусловлено массой социально-психологических, медицинских, экономических и других трудностей. Это, помимо медицинских проблем, связанных со здоровьем матери и ребенка, еще и социально-психологическая незрелость и социальная дезадаптация матерей вследствие злоупотребления ими различных психоактивных веществ (наркотики, алкоголь), социально-экономическое неблагополучие (многие женщины не имеют стабильного заработка, не имеют жилья), неблагоприятное социальное окружение (зачастую партнеры также употребляют наркотики), общее отторжение обществом и ВИЧ-инфицированных, и наркозависимых.
В практике социальной работы принято выделять следующие категории детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей и оставленных ими:
во-первых, дети, матери которых дали письменное согласие на усыновление своего ребенка (те, что в просторечии именуются «отказные дети»);
во-вторых, дети, матери (родители), которых написали заявление о временном помещении ребенка в дом ребенка, сроком на 6 месяцев;
в-третьих, это дети, оставшиеся без попечения родителей. В законодательстве РФ дети данной группы определяются «как дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке».
Эта группа самая многочисленная, и условно ее можно разделить на новорожденных, оставленных матерями в родильных домах без оформления юридических документов (именно эти дети являются основной целью деятельности проектов профилактики «социального сиротства»); и детей, находившихся в социально опасном положении и изъятых из семей соответствующими государственными органами.
Основной целью социальной работы с такими детьми является создание максимально благополучной социальной среды, которая предусматривает комплекс правовых, социально-медицинских, экономических, психологических, педагогических, организационно-профилактических, информационных и иных мер.
Основной задачей социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей (ВИЧ+ матерей), является установление такого социального статуса ребенка, при котором возможно возвращение ребенка в семью, как родную, так опекунскую и приемную. Это является и приоритетным направлением федеральной социальной политики в области охраны семьи, детства и молодежи, и закреплено российским законодательством в Гражданском, Семейном Кодексах, Федеральном Законе «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и других нормативных документах, касающихся социальной защиты детей.
Среди основных направлений в решении этой задачи можно назвать юридический и социально-психологический аспекты деятельности в области социальной защиты детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей и оставленных ими. В первом случае установление социального статуса и есть та самая юридическая процедура, результатом которой становится возможность помещения ребенка в семью или сиротское учреждение. Здесь мы имеем в виду либо получение от матери согласия на усыновление, либо лишение родительских прав матери, либо (как идеальный вариант) помощь в оформлении документов для возвращения ребенка маме. Во втором случае – активная работа с родителями, семьей (бабушками, дедушками), другими родственниками и потенциальными усыновителями и опекунами. Оба направления, безусловно, тесно переплетены между собой и зачастую их невозможно отделить друг от друга.
Российское законодательство в области социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, не делает различия между детьми, родившимися от ВИЧ-инфицированных матерей, и другими детьми и предлагает следующие формы устройства:
— помещение в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть в образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; в учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке;
— опека и попечительство, как устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;
— приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Таким образом, законодательно предусмотрены семейные и государственные формы устройства детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей и оставленных ими. К сожалению, как часто происходит, то, что декларируется, не всегда исполняется. В настоящий момент детские учреждения переполнены, институт приемной семьи находится в зачаточном состоянии, а проблема возвращения детей в родительские семьи и сохранения их социально благополучными крайне остра. Большую долю работы в деле профилактики социального сиротства выполняют общественные организации, активно сотрудничающие с государственными органами. Примером этому является проект «Профилактики социального сиротства среди детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей», реализуемый в Санкт-Петербурге на базе государственных учреждений здравоохранения совместно с такими общественными организациями, как «Центр «Инновации» и «Родительский мост».


Межведомственная комиссия по вопросам усыновления
Регламентирована деятельность Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) и иных форм устройства детей на воспитание в семьи, созданной приказом Минобрнауки России от 27 мая 2005 г. N 153 (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2006 г. Рег. N 7621).
Установлено, что Межведомственная комиссия формируется из представителей МВД России, МИД России, Минюста России, Минздравсоцразвития России и Росздравнадзора и является координационным органом, созданным в целях обеспечения согласованных действий по реализации государственной политики в области усыновления и иных форм устройства детей на воспитание в семьи, обеспечения эффективной защиты их прав и законных интересов.
Основными задачами комиссии являются: разработка общих принципов государственной политики в области усыновления и иных форм устройства детей на воспитание в семьи; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, связанной с передачей на усыновление гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства детей, являющихся гражданами РФ.

Изменения в правила усыновления
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 N 210 внесены изменения в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания.
Ужесточены требования к жилищным условиям усыновителей, запрещено распространение сведений о ребенке, в том числе и через средства Интернет.

Источник: ИЦ «Кадис»
(Информационный центр КонсультантПлюс в Петербурге)
www.kadis.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *