У нас в школе секса нет! — журнал #41



У нас в школе секса нет!

В Комитете по образованию настораживаются, когда слышат вопросы о половом воспитании в школе. И настойчиво объясняют: никакого полового воспитания в петербургских школах не ведется. Настороженность понятна и оправданна: несколько лет назад учителям и чиновникам немало досталось за «развращение детей». Именно так поражающие своим ханжеством борцы за чужую нравственность оценили попытку педагогов ответить на вопросы, волнующие подростков.

В 1996 году два министерства (здравоохранения и образования) разработали проект федеральной программы «Половое воспитание российских школьников». Для эксперимента были выбраны 16 регионов: Сегодня чиновники сами признают, что поторопились, не успели должным образом подготовить учителей. На самом деле не успели подготовить еще и родителей и создать необходимое общественное мнение. Впрочем, судить их строго тоже нельзя, ведь руководствовались тогда школы не только и не столько любопытством учеников, сколько тревожной статистикой роста числа венерических заболеваний, беременностей и абортов у несовершеннолетних. Им казалось, что в эпоху СПИДа нельзя не говорить о контрацепции и безопасном сексе. Учителя и врачи прекрасно понимали, что очень много ошибок подростки совершают по незнанию. Если родители говорить «об этом» боятся, педагоги — стесняются, а к врачу решится пойти далеко не каждый подросток, то в качестве советчиков остаются друзья с их сомнительным опытом или глупейшие дешевые журналы. Результат невежества — испорченное здоровье и искалеченная судьба.

Однако поборников нравственности, как правило, гораздо больше заботит внешняя благообразность. Им даже не пришло в голову пообщаться с врачами или побывать на уроках, где, по их мнению, дети изучали «технику секса». Или поговорить с родителями, благодарными школе за готовность решить извечную проблему отцов и детей. Кстати, таких пап и мам было большинство, но они не выходили на демонстрации и не писали письма в ООН. Зато пикеты с плакатами «Вавилонскую блудницу вон из России!» и иски в судах сделали свое дело. В 1997 году на эксперимент был наложен мораторий. Борцы за нравственность торжествовали. И то правда: не им же лечить школьников от «неприличных» болезней и воспитывать в приютах детей несовершеннолетних мам. Зато врачи, обеспокоенные очередным витком роста венерических заболеваний и появлением СПИДа среди подростков, вновь и вновь обращались в городской Комитет по образованию. Вот несколько страшных цифр из данных городского Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями: за 6 месяцев 2001 года ВИЧ-инфекция выявлена у 6 974 человек. Из них 1 400 — дети до 18 лет. Медики требовали, чтобы в школах проводилась профилактика, а в школах царил мораторий. Правда, на поведение молодежи он не распространялся.

Тогда Комитет по здравоохранению вместе с отделом по профилактике СПИДа губернского совета Стокгольма приступил к реализации в Петербурге проекта «13». В Красногвардейском и Петроградском районах были открыты две молодежные консультации для работы с подростками. Здесь трудятся врачи и психологи. Ребята им доверяют, но: приходят сюда немногие. Что ни говори, а не каждый подросток пойдет за советом в консультацию. В общем, оказалось, что без участия школы все-таки не обойтись. И Комитет по образованию согласился войти в проект «13+». Но — вниманию фанатиков и ханжей: в учебных заведениях не вводится никакой программы полового воспитания. Речь идет о подготовке учителей, о том, чтобы помочь им на профессиональном языке, не краснея, отвечать на вопросы детей или подсказать ученику, куда ему следует обратиться. Да, прежде чем привести подростков на лекцию о контрацепции, классный руководитель обязан поинтересоваться мнением самих учеников и их родителей. Но если ребенок спросит, что такое презерватив, то учитель должен грамотно и спокойно все объяснить. Или дать адрес молодежной консультации.

— В этом году молодежные консультации будут открыты на базе системы здравоохранения в Адмиралтейском, Фрунзенском и Колпинском районах, — рассказывает ведущий специалист отдела дополнительного образования комитета Валентина Иванова. — Руководители системы образования в этих районах подтвердили, что такая работа востребована. Кстати, они сами выберут, какие учителя будут проходить подготовку. Наверное, преподаватель биологии или валеологии ближе к этой теме, чем математик. Программы разрабатывает Университет педагогического мастерства, учитывая опыт шведских коллег. Всего обучение пройдут тридцать педагогов из каждого района. Конечно, мы не решим сразу все проблемы, но это только начало, и затем педагоги будут передавать опыт другим. А ребенок сможет выбрать для своих непростых вопросов того учителя, которому доверяет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *