ДУША НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
Заканчивается первый год нового тысячелетия. Человечество за свою многовековую историю, кажется, успело пережить и испытать практически все — все, о чем говорилось, писалось, думалось, все, что предсказывалось и предчувствовалось. Однако опыт даже одного последнего года показывает, что возможности нашего ума в предвосхищении грядущих перемен и коллизий весьма ограничены. Так что давать прогнозы в отношении будущего человеческой психики — дело абсолютно неблагодарное. И все-таки я попробую это сделать, ограничивая параметры прогноза рамками собственной компетенции.
«Абсолютные болезни»
В каждую эпоху существует такая душевная болезнь, которая ассоциируется в общественном сознании с «абсолютной болезнью» — насколько распространенной, настолько и загадочной, с невозможностью излечения и печальным прогнозом. Этой болезнью пугают, ее название фигурирует в самых страшных оскорблениях и проклятиях. Исследователи приносят всю свою жизнь на алтарь науки, чтобы хоть чуть-чуть приоткрыть завесу ее зловещей тайны. Яркие примеры: некогда грозный прогрессивный паралич (ставший казуистикой благодаря успехам микробиологов и инфекционистов) и побежденная психоанализом истерия. Шизофрения, хотя и продолжает оставаться таинственной, тем не менее постепенно теряет этот ореол, чему в немалой степени способствуют новые антипсихотические препараты и методы исследования, сужение диагностических критериев в современных классификациях. Новый век (а может быть, и века), как мне кажется, пройдет под «знаком» депрессии и злоупотребления дурманящими веществами. Я не случайно поставил их вместе, ибо существует расхожее мнение о том, что взаимосвязь этих явлений — это «проблема курицы и яйца». И меланхолия, и зависимость становятся все более распространенными и многоликими, причудливо переходя друг в друга, уподобляясь «великим притворщикам» прошлых веков — сифилису и истерии. Соматизация депрессий и «лекомании», уход в виртуальную Сеть и деструктивные культы, «работоголизм» и мрачно-циничное мировоззрение как новый «вариант нормы»… Список можно продолжить:
Единство болезней — целостность человека.
Мы, профессионалы, в повседневной работе все чаще теряем привычные нити диагностического поиска. Казалось бы, было и есть и будет четко названное заболевание с типичной клинической картиной, сходными схемой обследования, лечения и прогнозом, однако реальность безжалостно опровергает наши умственные построения. Мы видим массовую типичность сочетания эмоциональных расстройств с алкоголизмом и наркоманией, а зависимость от психоактивных веществ почти всегда грозит отравлениями, травматизмом и тяжелыми инфекционными заболеваниями (ВИЧ/СПИД, гепатиты, туберкулез). В свою очередь, есть данные о явно депрессогенном действии хронических инфекций и о снижении показателей иммунитета на фоне угнетенного настроения. Все эти расстройства сопровождаются повышенным риском суицида. Все они негативно влияют на сексуальность и репродукцию. Все они снижают социальный статус. Это — не простые статистические совпадения, а логика диалектики. Привычные нам болезни как патология отдельно взятой системы, «нозологические единицы», уступают место единицам мультисистемным, «наднозологическим». Профессионалы — в затруднении. Однако в этом есть несомненно благоприятная тенденция. Именно наднозологические формы как массовая, эпидемическая патология приводят нас к пониманию того, что человек — един, а любое разделение на «тело» и «душу» (а внутри — кости, печень, эмоции и так далее) не только неконструктивно, но и изживает себя. Целостное понимание приходит на смену узкоспециализированному «взгляду через замочную скважину». Декларативный лозунг становится категорическим императивом.
Каких практических шагов ждет от нас новая эпоха?
Что касается широких масс (уж простите, реальных и потенциальных пациентов), то это — сигнал к тому, что прежний образ жизни грозит общечеловеческой катастрофой. Новый образ жизни немыслим без систематизированного самосовершенствования. В какой форме оно будет поначалу проводиться: психообразовательные программы, системы самооздоровления или духовная практика — не так важно, ибо гармоничное развитие и укрепление одной из человеческих ипостасей обязательно оказывает благотворный эффект и на остальные (вспомните, как это делают религиозные предписания, восточные единоборства или просто спортивный туризм). Главное — логическая обоснованность, систематичность практики и терпимость к другим (экологичность). И, конечно, массовость: когда количество спортивных площадок превысит количество распивочных заведений и аптек, а рекламировать будут не только табак и пиво, но и психическое благополучие — это и будет благоприятная для души среда обитания. В некоторых странах уже поняли, что выгоднее и безопаснее тиражировать здоровье, а не разрушение. И дело здесь не столько в высоком уровне жизни, сколько в осознании ценности ее качества для всех, в том числе и для меньшинств (в круг которых могут входить чужеземцы, дети, пожилые, инвалиды). Жизненная позиция находится скорее в душе, чем в кошельке.
В отношении профессионалов требование еще жестче. Помимо упомянутого выше самосовершенствования (а сама направленность человека к здоровью и мудрости обладает безусловно психотерапевтическим эффектом воздействия на других), целостный подход к человеку требует на порядок большей эрудиции и профессионализма. Сито жесткого профессионального отбора постепенно отсеет сторонников шаблонного формализма в отношениях с пациентом. Традиционная перегрузка знаниями и ответственностью только одного лечащего врача (он — и интернист, и психотерапевт, и специалист по социальным вопросам, и ходатай пациента) заставляет даже прекрасного профессионала выглядеть по меньшей мере смехотворно. Я надеюсь, что уже в скором будущем привычный нам уклад работы постепенно уступит место бригадному (ведение одного пациента единой командой специалистов). Ибо только бригадный метод позволяет лечить «не больного, а болезнь», как завещал нам Гиппократ. Без сомнения, в любом лечебном процессе возрастет роль не только психиатров и психотерапевтов, но и среднего медперсонала, и профессионалов без медицинского образования (психологов, специалистов по социальной работе, инструкторов по профессиональной реабилитации), и добровольных общественных организаций.
Разумеется, одно лишь декларирование мало способствует положительным изменениям. К тому же мы еще не до конца представляем себе масштаб трудностей и «подводных камней» на пути к ним. Однако не стоит сдавать не завоеванные еще позиции и пренебрегать «мелочами». «Чтобы воспитать леди, нужно начать с бабушки» — так гласит английская пословица. Очень хочется, чтобы у провожающих этот век наших внуков нашлись бы к нам не одни только упреки, но и слова благодарности…