ВИЧ-инфекция с начала регистрации: А.Рахманова — журнал #38



ВИЧ-инфекция с начала регистрации

Впервые заболевание как синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД), AIDS — Acquired Immunodeficiency Syndrome было описано в вестнике CDC (Center Diseases Control, Atlanta, USA) в 1981 году, 5 июня на основании наблюдений за 5 случаями пневмоцистной пневмонии и саркомы Капоши у молодых ранее здоровых лиц. Заболевание было зарегистрировано как СПИД. Предполагалось, что это инфекция, вызванная вирусом, ибо все больные были мужчинами, имевшими совместные половые связи.

В 1982 году были опубликованы сообщения о случаях СПИДа, связанных с переливанием крови, и у больных гемофилией, получавших препараты крови.
В 1983 году одновременно Робертом Галло (США) и Люком Монтанье (Франция) был открыт возбудитель болезни, получивший название HIV-ВИЧ (Human Immunodeficiency Virus — Вирус Иммунодефицита Человека).
В 1987 году был описан первый случай ВИЧ-инфекции на территории СССР (Москва), а в 1988 году — первый случай смерти от СПИДа (Ленинград).
В 1988 — 1989 годах в СССР были описаны внутрибольничные вспышки ВИЧ инфекции у детей (В. В. Покровский и соавт., 1990). С этого же времени начали организовываться территориальные центры профилактики и борьбы со СПИДом.
Заканчивается второе десятилетие жизни со СПИДом, и можно подвести некоторые итоги.
Мир забил тревогу, когда от СПИДа стали умирать известные и неизвестные люди — Фредди Меркьюри, Рудольф Нуриев и др. А в СССР СПИД считали следствием пороков капиталистического общества — гомосексуализма, проституции, наркомании. Были ученые (Яков Сигаль, 1990 — 1995), которые развивали идею о выведении вируса в секретных лабораториях Пентагона.
В то же время в 1987 году было констатировано состояние пандемии ВИЧ-инфекции и начала официально реализовываться Глобальная программа по СПИДу ВОЗ. К этому времени СПИД регистрировался в 130 странах и, по официальным данным, жертвами СПИДа стали более 30 тысяч человек.
Первой катастрофой в СССР стало заражение детей в медицинских учреждениях Ростова-на-Дону, Элисты, Волгограда, Ставрополя. К июлю 1991 года жертвам ВИЧ-инфекции стали 239 детей.
Внутрибольничная ВИЧ-инфекция была расшифрована благодаря усилиям В. В. Покровского (РАМН), в результате чего были опровергнуты домыслы о вторичном иммунодефиците, неблагоприятных экологических факторах и прочих причинах неинфекционного типа, которыми пытались объяснить болезни детей. Анализируя пути передачи вируса в этих очагах инфекции, В. В. Покровский открыл новый путь заражения — от инфицированного ребенка к матери при вскармливании грудью.
Массовое заражение детей в больницах послужило толчком для обеспечения материальной базы и усиления контроля за профилактическими мероприятиями в отношении гепатита В и ВИЧ инфекции в поликлиниках и стационарах различного профиля. Благодаря этим мерам внутрибольничная ВИЧ-инфекция больше не регистрировалась на территории России, хотя и известно о небольшом числе случаев пренебрежения медицинскими работниками правилами как собственной защиты от инфицирования, так и защиты пациента.
Организованные в 1989 году городские и региональные Центры профилактики и борьбы со СПИДом были ориентированы на обязательное массовое обследование многочисленных декретированных групп населения. Результаты обследования были довольно утешительными: число серопозитивных на 100 тысяч обследованных не превышало 0,3 — 0,4. К 1995 году тестированию подверглись 160 млн. наших соотечественников, при этом ВИЧ-инфицированными оказались чуть более 1000.
Массовый скрининг на определенном этапе имел положительное значение,поскольку позволил защитить банки крови и выявить первых зараженных среди групп риска.
Однако астрономические цифры числа обследованных, затраченных на это средств и очень небольшое количество выявленных ВИЧ-инфицированных свидетельствовали не о том, что на территории нашей страны нет эпидемии, а о том, что мы «забрасываем невод туда, где нет рыбы», как образно определили ситуацию специалисты ВОЗ. Немногие отечественные ученые, несмотря на полное спокойствие правительства, медицинской общественности, прогнозировали катастрофу (В.В. Покровский, А.Г. Рахманова), но «нет пророка в своем отечестве».
В 1987 году МЗ СССР издало приказ (NN 1230-ДСП от 30.11.87) о подготовке кадров по проблеме СПИДа, возложив на кафедру инфекционных болезней ЛенГИДУВа (СПбМАПО) организацию циклов тематического усовершенствования. Новая инфекция требовала нового методологического подхода к педагогическому процессу. Базой для подготовки врачей-клиницистов, социальных работников, учителей всех специальностей, лаборантов, эпидемиологов, медсестер, психологов стало научно-учебно-практическое объединение (НУПО) «СПИД и СПИД-ассоциированные инфекции», утвержденное приказом МЗ СССР NN 467, которое в 1992 году перешло под юрисдикцию России (пр. NN 92, 1992).
Руководителем НУПО является профессор А.Г. Рахманова. Объединение включает в себя 4 научно-исследовательских института (НИИ гриппа, особо чистых биопрепаратов, НИИ им. Пастера, ВМА), учреждения практического здравоохранения (больница им. С.П. Боткина, отдел особо опасных инфекций Госсанэпиднадзора, Республиканская клиническая больница, Центр медицинской профилактики), неправительственные организации (Армия Спасения, Международный Центр по улучшению здравоохранения, Дом Дружбы Санкт-Петербурга) и др. В течение 5 лет было подготовлено около 3000 тысяч специалистов по проблеме ВИЧ/СПИДа. То, что Россия к началу 1996 года (по официальным данным) не вступила на путь эпидемии, было заслугой этой стройной системы службы СПИД.
Действительно, с 1987 по 1995 год было зарегистрировано 1072 ВИЧ-инфицированных, при этом у 63,1% главным фактором риска заражения был половой путь, у 35,4% (330 человек) — гомосексуальный, у 27,7% (297 человек) — гетеросексуальный. ВИЧ-инфицированных наркозависимых не регистрировалось до 1994 года.
В 1994 году только у 2 зараженных, а в 1995 году — у 5 основным фактором риска было признано внутривенное введение наркотиков. На фоне всех ВИЧ-инфицированных это составило 0,65%, что позволило соотечественникам по-прежнему находиться в состоянии благодушия.
Ведущие ученые страны считали, что это затишье временное и полное безразличие к этой проблеме аукнется очень скоро. Это находило подтверждение в мировом опыте, данных статистики.
По данным Объединенной программы ООН по СПИДу и ВОЗ, темпы роста ВИЧ/СПИДа в мире не снижаются. На декабрь 1999 года в мире было инфицировано 32 миллиона человек, из них СПИД зарегистрирован у 8,4 миллиона, при этом число умерших от СПИДа составило 6,4 миллиона человек (5 миллионов взрослые, 1,4 миллиона — дети). Это непоправимые потери, поскольку возраст большинства — менее 25 лет.
До недавнего времени основными путями передачи ВИЧ были гомо- и гетеросексуальный. Но в Центральной и Восточной Европе, Восточной Азии, Северной Африке вируc уже проник в среду наркоманов и обеспечил бурный рост эпидемии за счет парентерального пути передачи.
В настоящее время есть очевидные признаки распространения наркотизма в обществе:
— выход потребления за пределы обычных границ,
— спрос на новые наркотические вещества,
— экспериментирование подростками,
— снижение возраста наркозависимых,
— вовлечение женщин.
Вторая катастрофа началась с лета 1996 года, когда произошло инфицирование внутривенных наркоманов в Калининграде, Нижнем Новгороде, Новороссийске, Саратове и других городах России.
1996 год стал годом массового распространения ВИЧ в Российской Федерации. В 1996 году было выявлено 1535 новых случаев заражения, в то время как в 1995-м — только 196. При этом в 1995 и 1996 годах было проведено примерно равное количество обследований (соответственно 19,71 миллиона и 19,59 миллиона). Но если в 1996 году пораженность ВИЧ среди обследованного населения составила 7,8 на 100 тысяч, то в 2000 году произошел невероятно высокий прирост новых случаев ВИЧ. Об этом очень красноречиво говорит, например, сводка по Санкт-Петербургу. Однако Санкт-Петербург выглядит довольно «скромно», гораздо хуже в Москве, Иркутске, Калининграде, где заболеваемость достигла 200 — 300 на 100 тысяч населения.
Благодаря успехам науки уже в ближайшем будущем возможно лечение больных. Комбинированная противовирусная терапия, современные методы контроля (уровень вируса в крови — вирусная нагрузка) должны внедряться в практику. Снижение уровня вируса в крови больных, которое может быть достигнуто комбинированной терапией, уменьшает опасность пациента как источника инфекции и прерывает эпидемиологическую цепочку.
Но пока мы не можем причислить ВИЧ/СПИД к управляемым инфекциям — нет вакцины и не предвидится в ближайшие годы ее получить. Основное оружие в борьбе с эпидемией — это изменение поведения людей. Этим активно занимается медицина.
Разрабатываются просветительские программы для школьников, студентов. Политике снижения ущерба от потребления наркотиков был посвящен семинар ЕвроВОЗ и ЮНЭЙДС «Профилактика ВИЧ-инфекции у наркоманов» в апреле 1997 года.
Проект минимизации вреда от потребления наркотиков осуществляется в Санкт-Петербурге, Ярославле, будут присоединяться к нему и другие города. Широкомасштабная работа по профилактике ВИЧ-инфекции у наркоманов требует внесения соответствующих поправок в закон о наркотиках.
Но это все усилия немногих медиков и некоторых энтузиастов из общественных организаций. Молчит правительство, изредка выступают СМИ, тревожная информация о ситуации в России проходит мимо сознания общества и даже большинства медиков.
А между тем в мире уже не 23 миллиона и не 26 миллионов ВИЧ-инфицированных, как это было в 1994 — 1996 годах.., а 40 миллионов человек.
И каждый день заражается 8 тысяч человек.

Профессор А. Рахманова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *