Пол и век — журнал #37



ПОЛ И ВЕК
Сергей ЗИНОВЬЕВ Кандидат медицинских наук, врач-психиатр
Гендерная проблема в современном обществе

Заканчивается второе тысячелетие. Что хорошего осталось у нас? Что создает ощущение равновесия и стабильности? Можно сомневаться в политике руководства. Вполне допустимо не доверять собственным родителям. Более чем принято быть осторожным к курсу денежных единиц. Однако 99, 9% читающих эти строки вряд ли усомнятся, к какому полу они принадлежат… Что сейчас служит главной объединяющей идеей человечества? Господь Бог? Вера в светлое будущее и научно-технический прогресс? Любовь? Сексуальное влечение? С сожалением должен допустить и подтверждаю это своей медицинской практикой врача-психиатра: все более широкий круг объединяет сегодня «химическая религия», и имя ей — героин… За пределами такого «объединения» я не могу разглядеть ни Бога, ни будущего, ни любви, ни даже пола. На примере многовековой истории профессионального изучения души несложно увидеть нарастающую неактуальность гендерной (связанной с полом) проблемы в современном обществе. Как наглядный пример — история психопатологии. Каждому этапу развития человечества при этом соответствует болезнь, окруженная покровом тайны и становящаяся «эталоном» безумия. Вначале были «объяснены», а вслед за этим — выведены из собственно психиатрии в неврологию и инфекционные болезни традиционно символически «мужские» эпилепсия и прогрессивный паралич. Пришедшая им на смену эпоха неврозов и, в первую очередь, истерии ознаменовала наступление «женской» эры в изучении души и мира. Благодаря психоанализу З.Фрейда, выяснению роли либидо и репрессированных сексуальных побуждений, неврозы перешли из компетенции невропатолога под покровительство психиатра, а затем — размыты до уровня «житейской нормы» через наступившую сексуальную революцию и психосоматическую теорию. Апофеозом этого стало исключение истерии из действующей Международной Классификации Болезней. Век двадцатый в призме психопатологии смело можно назвать веком шизофрении — расстройства, обладающего способностью нивелировать сексуальное влечение и поведение. С легкой руки антипсихиатров и дилетантов многие существующие в мире отклонения стали именовать шизофренией, а ее границы в классификации болезней существенно сузились. Но — времена и теперь меняются, и для наркозависимости проблемы пола не существует вовсе. Психоактивные вещества могут дать давно ожидаемое недальновидными людьми «решение» всех «вечных» вопросов (в том числе и полового), просто уничтожив их причину. Инфляция проблемы пола (как до этого были инфлированы неврозы и шизофрения) неизбежно вызывает появление массовых наивно-психологических мифов (предрассудков) и попытки сексуализации того, что изначально таковым не являлось (компьютерные технологии, автомобили, политика). В таких условиях писать что-либо о сексуальных проблемах с логической и этической точек зрения будет наиболее целесообразным, основываясь на биолого-динамических позициях, несмотря на их некоторую примитивность. Не наивно ли относиться к себе как к двигателю внутреннего сгорания, пытаясь «вычистить шлаки» или «отполировать» целлюлит? Однако это — пусть хрупкая, но все же защита от не знающей снисхождения предвзятости и цинизма. То, что относится к безусловно женскому полу, можно разделить на три больших свойства, проявления, качества. Первое из них — это доминирование принципа наследственности (постоянных параметров) над изменчивостью. Метафорически говоря, именно женщина есть память нашего вида. Вопреки большей мужской мобильности и быстрейшей реакции на внешние стимулы (синусоида), женская адаптация основывается скорее на сохранении наилучшего, на постепенном созревании, «цветении» (репродуктивный период) и далее в медленном увядании — по экспоненте. Это подтверждается и ограниченным числом половых клеток (гамет), и наличием циклических процессов с изнутри заданным ритмом, и большим консерватизмом в хорошем понимании этого слова. В реальной жизни инстинктивные, физиологические моменты проявляются в опосредованной через полоролевое поведение форме. Эти традиционные аспекты женского поведения достаточно хорошо отображены в классической литературе и особенно — в мифологии. При этом мифология разных культур не приходит в противоречие друг с другом в отображении женщины. Само собой разумеется , современная жизнь с ее удивительным динамизмом, всеядностью и ориентацией на быстрейшее достижение будет приходить в противоречие с принципом наследственности, порождая немало проблем. Второе важное качество — способность к репродукции (вынашиванию и произведению на свет потомства). Существует поговорка: «можно родить без мужчины, но попробуй родить без женщины». Репродуктивность тесным образом связана с наследственностью и вытекает из нее. Ибо даже если бы традиционно описываемый мужчина чудодейственным образом оказался способным к зачатию, вряд ли при мужском полоролевом поведении данная беременность могла бы счастливо закончиться… В процессе репродукции все органы и системы организма испытывают дополнительную нагрузку и становятся гораздо уязвимее. Возникает вопрос: не есть ли возрастающее количество случаев бесплодия в наше время естественной регуляторной реакцией популяции на экологическое (в самом широком смысле) неблагополучие? Давно стоит задуматься не только о чистоте и безопасности окружающей среды, но и о экологии психической, и о экологии духа. Иначе Земля пройдет процесс самоочищения уже без нас… Третье уникальное женское качество — способность воспринимать нечто из окружающего мира и воспроизводить в совершенно новом, дотоле не существовавшем качестве. Принятое семя дает начало плоду, составляющие пищи превращаются в материнское молоко, принесенная мужчиной добыча и собранный урожай — в хлеб и другие не существующие в природе блюда, полученные впечатления — в навыки воспитания потомства. Это вновь-таки ставит перед нами метаэкологическую проблему — что мы можем предложить женщине в наше время? Насколько это качественно? Пойдет ли это впрок женщине и человечеству в целом или это всего лишь соблазн, суррогат? Есть еще одно производное из упоминаемых нами трех проявлений. Это — постоянный риск разлуки, запрограммированный уход детей из семьи, меньшая продолжительность жизни спутника-мужчины. В современном укладе бытия одиночество и разлука стали едва ли не нормой жизни. И здесь может скрываться пусть небольшая, но очень болезненная тайна. Дело в том, что при утрате чего-либо ценного для себя человеческая психика бессознательно пытается идентифицировать себя с утраченным. Это позволяет смягчить душевную боль. Однако наряду с обезболивающим действием идентификация исподволь деформирует мировоззрение и поведение. Не есть ли закономерным следствием наносимых друг другу психических травм: разлук, обманутых ожиданий — то, что некоторые специалисты именуют «биархат» — исчезновение дотоле типичного полоролевого поведения с феминизацией мужчин, маскулинизацией женщин, доминированием унисекса? Вступление в пору биархата ставит перед людьми такие проблемы, которые не приходилось решать никогда. Ошибок сделано много и, возможно, будет еще больше. Признавая наличие проблемы полов, мы пытались бороться с ней разными путями, вместо того, чтобы принять это как кровную человеческую черту. И сегодняшний день показывает, что иметь пол весьма болезненно, однако жизненно необходимо. Как сказал кто-то из церковных деятелей, именно благодаря наличию пола человека можно считать существом ценнее и многограннее ангела. Может быть, кому-то после этих не всегда стройных и совсем не возвышенных строк фраза «берегите женщин» перестанет казаться висящей в воздухе банальностью и обретет прикладной смысл…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *