Нуждается ли молодежь в сексуальном образовании? — журнал #86




Нуждается ли молодежь в сексуальном образовании?
Результаты эмпирического исследования

В рамках проекта «Российский третий сектор в условиях повышения общественной активности» Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований в 2013 г.

С 2005 года Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА» реализует проект, направленный на сохранение репродуктивного здоровья молодежи dance4life.
Не секрет, что сегодня тема полового воспитания молодых людей является актуальной и очень дискуссионной. Однако нет единого мнения о том, как обсуждение проблем репродуктивного здоровья влияет на поведение молодежи.
Для того чтобы изучить мнение молодых людей, Фонд и региональные команды dance4life совместно с сотрудниками Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Юлией Скоковой и Еленой Пахомовой провели исследование, целью которого являлась оценка уровня востребованности сексуального образования и знаний о репродуктивном здоровье среди подростков и молодежи.
Исследование проводилось в четырех городах России: Ижевске, Кирове, Самаре, Твери с использованием качественных (глубинные интервью) и количественных (анкетирование) методов. Респондентами были молодые люди в возрасте от 13 до 21 года, в том числе и участники проекта dance4life.
Коротко представим некоторые результаты исследования.

Основным источником информации о вопросах репродуктивного здоровья и сексуальных отношений для молодых людей являются их сверстники — друзья одного (80%) или противоположного (53%) пола, их девушки/молодые люди (60%). Такое общение чаще всего не является профессиональным и не несет значимой смысловой здравоохранительной нагрузки, а скорее может порождать мифы о том, как сложно отказаться от близости, о том, что нет необходимости использовать средства контрацепции, о способах передачи ИППП и т.д.
Несколько реже респонденты указывали на то, что тема репродуктивного здоровья и сексуальных отношений становится предметом обсуждения с учителями (14%), матерью (50%) и врачами (55%). Помимо этого удалось также выявить такую группу молодых людей (10%), которые никогда ни с кем не обсуждали данные темы. Кроме того, выяснилось, что юноши в большей степени исключены из дискуссий на данные темы не только с родителями, но и с врачами и учителями.
В ходе исследования абсолютное большинство респондентов заявило, что полученная информация о репродуктивном здоровье помогает принимать взвешенное решение о начале половых отношений (31%), выбирать метод защиты от нежелательных последствий половой жизни (29%) и побуждает задуматься о том, как построить свою сексуальную жизнь (29%). Только у 8% опрошенных информация о репродуктивном здоровье и сексуальных отношениях становится побудительным фактором к началу половой жизни. Как отмечают интервьюируемые, форма донесения информации является крайне важ- ной — рассказы друзей, «что и как», могут способствовать повышенному интересу к началу половой жизни, но никак не информация о том, каковы последствия беспорядочных половых связей и что есть инфекции, передающиеся половым путем.
Большинство (88%) опрошенных заявили, что заботятся о своем репродуктивном здоровье. Наиболее распространенным способом заботы является отказ от курения и алкоголя (58%), а также занятия спортом (52%). Тем не менее такие практики носят общий здравоохранительный характер и не решают задачу сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. Свое посещение врача гинеколога/андролога от нескольких раз в год до одного раза в несколько лет декларируют 73% опрошенных. Согласно мнению интервьюируемых, такая частота обращения является нормальной. Инициаторами посещения данных специалистов чаще всего являются школа, направляющая регулярно подростков на медицинский осмотр, или родители.
Среди тех, кто считает, что не заботится о своем репродуктивном здоровье (12%), и тех, кто ни разу не посещал врача гинеколога/андролога (23%), более половины уверены, что у них нет проблем со здоровьем, а значит и нет надобности обращаться к специалистам и принимать какиелибо особые меры профилактики.
Что касается восприятия ранних сексуальных отношений, то большинство опрошенных (55%) дали им негативную оценку, считая их ненормальными и недопустимыми. В то же время, на вопрос о том, как воспринимают ранние сексуальные отношения сверстники респондентов, многие ответили «нормально». Такая разница отчасти может быть обусловлена социальной желательностью ответов, когда опрошенные стремятся преподнести себя и свое мнение в выгодном свете.
Кроме того, многие молодые люди уверены, что ранние половые отношения могут повлечь за собой негативные последствия, к числу которых интервьюируемые относят нежелательную беременность, аборты, нарушение функционирования репродуктивной системы, заражение ИППП, психологические травмы и пагубное социальное влияние. Практически всем интервьюируемым известны случаи возникновения таких негативных последствий в их окружении. Именно по причине социальной близости таких случаев молодые люди уверены, что необходимо бороться с распространением среди подростков и молодежи ранних сексуальных отношений.
Наилучшим способом решения данной проблемы, по мнению респондентов, является информирование. В качестве желаемых источников информации респонденты назвали широкую группу лиц — учителя, врачи, родители, сверстники, а также Интернет. Форма реализации сексуального образования, по мнению респондентов, должна содержать в себе различное сочетание способов донесения соответствующей информации — групповые обсуждения, индивидуальные консультации, лекции, просмотр фильмов, участие в ролевых играх, конкурсах и т. д. Молодые люди считают, что центральным вопросом в сексуальном образовании подростков и молодежи должна быть «нравственная сторона ранних сексуальных отношений, воспитание чувства ответственности за свои поступки» (59%)», а также «средства и методы предупреждения инфекций, передающихся половым путем» (58%) и «средства и методы предупреждения беременности, контрацепция» (47%).
Укажем список предложений респондентов по реализации сексуального образования среди подростков и молодежи в России:
— сексуальное образование должно носить системный характер: курс занятий, а не разовое информирование и не в одном месте, а в разных — в школе, дома, в медицинских центрах, в Интернете;
— обсуждение тем репродуктивного здоровья и сексуальных отношений должно происходить в небольших группах (в том числе разделенных по половому признаку);
— часть занятий должна проходить с участием родителей;
— предпочтительна комбинированная форма донесения информации (лекции, групповые дискуссии, индивидуальные консультации, просмотр фильмов, ролевые игры и т. д.);
— следует приводить больше примеров для доходчивости информации;
— язык общения должен быть понятным, и в то же время информация должна быть достоверной;
— должна быть гарантирована анонимность;
— человек, предоставляющий информацию, должен вызывать доверие и общаться с молодыми людьми на равных;
— преподаватель не должен высказывать осуждения поступков молодых людей.
Абсолютное большинство респондентов считает, что в России необходимо развивать и внедрять систему сексуального образования для подростков и молодежи. Причинами такого мнения является убежденность в том, что уровень информированности данной возрастной группы по многим темам репродуктивного здоровья весьма низкий, а степень распространенности ранних половых связей, влекущих за собой негативные последствия, высокая. При этом 39% опрошенных декларировали необходимость такого образования для них лично, а 46% сочли, что необходимость была ранее, а сейчас им уже многое известно, для 7% молодых людей знания о репродуктивном здоровье являются ненужными.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает факт востребованности в молодежной среде сексуального образования. Открытым остается только вопрос о конкретном содержании предоставляемых знаний и форме их подачи.
Среди информации о репродуктивном здоровье молодежи крайне важной является тема ВИЧ-инфекции. Поэтому в преддверии всемирного Дня памяти умерших от СПИДа проект dance4life подготовил программу классного часа на эту тему.
Данный интерактивный урок волонтеры нашего проекта будут проводить в учебных заведениях, а сам план его проведения мы предоставим педагогам на различных интернет-ресурсах. Кроме того, региональные команды dance4life будут распространять листовки с информацией о ВИЧ и приглашать людей проходить тестирование на ВИЧ.

Ю.А. Скокова, Т.В. Евлампиева, Д.В.Иванова

Для получения дополнительной информации о результатах исследования, а также о планируемой акции и ее результатах непременно свяжитесь с нами!
Do not hesitate to get in touch with us for more information about the results of the study, as well as on the proposed action plan.
www.dance4life.ru
info@focus-media.ru
+7 (495)276-11-23

Do Young People Need Sex Education?
Research Results

In the framework of the project “Russian Third Sector in Conditions of Rising Social Activity” of the Centre for civil society and non-profit sector studies of the Higher School of Economics carried out within the 2013 fundamental research program.

In order to study the opinion of young people, the Foundation and the regional dance4life team together with the Center for Civil Society and Non-Profit Sector Studies at the National Research University “Higher School of Economics” Julia Skokova and Elena Pahomova conducted a study aiming to assess the level of demand for sex education and knowledge about reproductive health among adolescents and young adults.
The study was conducted in four cities of Russia: Izhevsk, Kirov, Samara and Tver using qualitative (in-depth interviews) and quantitative (survey) methods. Respondents were young people aged 13 to 21 years, including the members of the dance4life project. Here are some results of the study in brief.
List of proposals given by the respondents on how to improve sex education among adolescents and young people in Russia:
— sex education should be systematic: course of study, and not a single piece of information and not in one place, but in different and comprehensive ways – at school, at home, in health centers, in the Internet;
— discussion of the topics of reproductive health and sexual relations should take place in small groups (including those separated by gender);
— part of the course should be held with the participation of parents;
— combined form of conveying information is preferable (lectures, group discussions, individual consultations, watching movies, role-playing games, etc.);
— variety of examples for clarity of perception;
— language of communication must be clear, and at the same time, the information must be accurate;
— anonymity should be guaranteed;
— person providing the information must be credible and should communicate with young people as peers;
— teacher should never express condemnation of acts of young people.
The vast majority of respondents believe that Russia needs to develop and implement a system of sex education for teenagers and young adults. The reasons for this view is the belief that the level of awareness of this age group on many topics of reproductive health is very low, and the prevalence of early sexual relations that result in negative consequences is high.

Among the general information on reproductive health of young people the issue of HIV is pivotal.
This is why on the eve of the AIDS Memorial Day dance4life project has prepared classroom hours on the subject. This interactive lesson will be carried out in the schools by the volunteers of the project, and the plan of the class we will provided to teachers via various online resources. In addition, the regional dance4life team will distribute leaflets with information about HIV and invite people to get tested for HIV.

Y. A. Skokova, T. V. Yevlampieva, D. V. Ivanova

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *