Влияние звезд — журнал #86




Екатерина ЛЕЩИНСКАЯ
Влияние звезд

Три десятилетия назад у человечества стало на одну глобальную проблему больше. ВИЧ/СПИД — болезнь смертельно опасная, а перед лицом смерти, как известно, все равны. Тем не менее, долгие годы среди тех, кого эта беда не коснулась, бытовало мнение, что эта болезнь может быть угрозой только для самых низов общества — наркоманов, проституток, представителей сексуальных меньшинств.
СПИД — не просто болезнь, а невидимая граница, отделяющая человека от круга здоровых людей, и эту границу нет возможности переступить.
В глазах обычных людей это клеймо позора, и для многих отчаявшихся больных единственный способ продолжать свою привычную жизнь среди знакомых и даже друзей — прятать свой диагноз от всех, в том числе и от любимого человека. Так замыкается порочный круг.
Еще не так давно почти каждый мог сказать, что его это никогда не коснется. Теперь любой здравомыслящий человек сто раз подумает, прежде чем такое произнести. Число людей, зараженных по вине других людей (будь то халатность медицинских работников, ложь партнера, абсолютное безразличие властей, не обеспечивающих достаточное информирование граждан…), а не просто по своей неосторожности или безнравственности, выросло настолько, что никому больше не под силу формировать ложное представление о данной проблеме.
Все больше можно услышать трагических историй о том, как лишаются жизни одни из самых энергичных и сильных представителей общества.
Через несколько лет после появления болезни пришлось принять тот факт, что это удел не только людей, которым не важна их жизнь, СПИД — это то, что касается каждого, тем более, когда началась настоящая эпидемия, не остановленная, и даже не приостановленная за три десятка лет. Но понимание этого ко многим приходило, лишь когда у них умирали близкие и они осознавали, что все, от кого они отворачивались и даже неприязненно отшатывались, — такие же люди, как и они. Смерти же знаменитых людей просто не могли остаться незамеченными и придали этому пониманию массовый масштаб. Одним из первых погибших был известный по работе с Дэвидом Боуи американский исполнитель-авангардист Клаус Номи (Klaus Nomi), важная фигура «андерграундного» Нью-Йорка. Это случилось 6 августа 1983 года.
Позже, в 1985 году, известный своими прекрасно сыгранными ролями в фильмах «Возлюбленный возвращается» и «Интимный разговор» актер Рок Хадсон потряс общественность теперь уже не своим талантом, а смертельной болезнью, которая, не встречая серьезных преград, быстро развивалась и подводила людей коротким путем к границе неизведанного.
Примерно в эти годы СПИДом заразился величайший музыкант, лидер группы, чья музыка не забудется спустя долгие годы, — Фредди Меркьюри.
Он боролся с болезнью несколько лет, в корне поменяв свой образ жизни, заново расставив приоритеты, делая упор на осуществление своей мечты в творчестве и реализацию давно задуманных проектов, но при этом до последнего дня скрывая свой диагноз. Многие видели, что с ним не все в порядке, и слухи расползлись задолго до его признания, даже «похоронили» Фредди за несколько месяцев до его последнего интервью Его обвиняли в том, что он не признался раньше. И это были обвинения общества, которое само превращает больных в изгоев, так что эти обвинения последовали скорее из страха за себя.
Смерть музыканта в 1991 году заставила миллионы людей задуматься о серьезной опасности, которая нависла над всем миром. Известная формула поколений 1970–1980-х «Sex, drugs, Rock-n-roll», определявшая поведение многих молодых людей, не давала возможности думать о хрупкости жизни и о том, как просто лишиться ее по собственной глупости. Фредди Меркьюри стал самым ярким примером того, что такой образ жизни значительно ее (жизнь) укорачивает.
В том же году от СПИДа умер Майлс Дэвис — знаменитый музыкант, который внес неоценимый вклад в музыку, всю свою жизнь посвятил ей, повлиял на формирование множества музыкальных направлений, перевернул мир своим творчеством. Этот человек — настоящий творец. Никто и ничто не могло быть ему законом, кроме той музыки, которую он беспрерывно слышал внутри себя. И только ей он подчинялся. «Это какое-то наваждение — я ложусь в постель, думая только о музыке, и просыпаюсь с мыслями о ней. Она всегда со мной. И я страшно рад, что она не покинула меня», — говорил он.
Он прожил довольно долгую жизнь — с 1926 по 1991 год. Те, кто видели его в последние дни, утверждают, что он подходил не просто к завершению своей жизни, а скорее к границе чего-то нового, более возвышенного. Сам же музыкант не беспокоился о своей болезни. Он говорил, что о смерти ему думать просто некогда. Да и незачем — его музыка победила смерть и будет жить вечно, вдохновляя людей, которые остались по эту сторону.
Трудно сказать, как именно заразились эти люди. Но точно известно, что жертвой врачебной неосторожности стал писатель-фантаст Айзек Азимов, умерший в 1992 году от сердечной и почечной недостаточности, развившейся на фоне СПИДа, которым он был заражен при переливании крови в 1983-м. Однако причина его смерти стала известна лишь десятилетие спустя, благодаря биографии, которую написала его жена.
Есть версия, что жертвой врачебной ошибки стал также и легендарный танцор Рудольф Нуриев. Возможность заражения при переливании крови после небольшой автомобильной аварии нельзя отрицать, хотя чаще принято связывать возникновение болезни с нетрадиционной сексуальной ориентацией танцора.
Узнав свой диагноз еще в 1983 году, Нуриев не только не ушел со сцены, но работал с еще большим упорством, побеждая болезнь и возраст, черпая в танце силы на эту борьбу. Временами казалось, что он игнорирует свой ВИЧ-статус, нет, он просто не делал из диагноза драмы.
Пытался успеть осуществить как можно больше своих задумок в оставшееся у него время.
Нуриев прожил со СПИДом двенадцать лет. Шесть из них был директором Гранд-опера в Париже. До 1991 года, пока болезнь не стала прогрессировать, он давал уроки, танцевал, гастролировал, поставил несколько спектаклей. И даже в последний год его жизни, когда болезнь достигла последней стадии, он сумел осуществить постановку спектакля «Ромео и Джульетта».
Эти и другие смерти заставили общество серьезно задуматься и принять меры, чтобы остановить эпидемию. Все еще многие люди осуждали кумиров молодежи за их образ жизни, который, возможно, и стал причиной болезни.
Но при этом сотни тысяч не остались равнодушными, они решили, что сделают все возможное, чтобы оградить себя и своих близких от «чумы ХХ века».

Ekaterina LESTSHINSKAYA
Fading Stars

HIV/AIDS unfortunately is still considered to be (and it has always been) a stigma, a disease of the dregs of society. Some twenty years ago every person claiming to belong to “normal” society could declare that this disease would never concern him or her. Now people tend to be more precautious, thinking that they can become infected, indeed. But the attitudes don’t seem to change dramatically. In this context deaths of ordinary people don’t mean much — they concern only the nearest and dearest. But the deaths of famous people, stars beloved by the audience can really change something in peoples’ minds.
One of the first victims was famous for his work with David Bowie’s avant-garde American artist Klaus Nomi.
Later, in 1985, known for its perfectly played roles in the movies “Magnificent Obsession” and “Pillow Talk” actor Rock Hudson shook the public not with the talent, but with the deadly diagnosis.
Around these years a greatest musician, bandleader whose music will not be forgotten after many years — Freddie Mercury contracted the infection. He fought the disease for several years, radically changing the way of life, re-arranging the priorities, focusing on the implementation of his dreams in his artistic work, but until the last days hiding his diagnosis.
The death of the musician in 1991 made millions of people think about the serious danger that looms over the entire world. The well-known formula of the 70s’ and 80s’ generations “Sex, drugs, Rock-n-roll”, which determined the behavior of many young people, made the reflections about the fragility of life barely possible. Freddie Mercury was the most striking example of what kind of lifestyle can make your life much shorter.
In the same year Miles Davis died of AIDS. A famous musician who made an invaluable contribution to the world of music, his whole life was devoted to music, and his impact on the formation of many musical genres cannot be overestimated.
It’s hard to say exactly how these people became infected. But it is known that a science fiction writer Isaac Asimov, who died in 1992 from heart and kidney failure that has developed on the background of AIDS, became a victim of medical negligence. He was infected through blood transfusion in 1983. However, the cause of his death became known only a decade later.
There is a version that legendary dancer Rudolf Nureyev was also a victim of a medical error.
Nureyev had lived twelve years with AIDS. Six of them he was the director of the Grand Opera in Paris. Until 1991, when the disease began to progress, he gave lessons, danced, went on tour, staged several performances.
These and other deaths have forced society to think seriously and take measures to stop the epidemic.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *