Наша политика не должна быть ханжеской — журнал #73



Аза Рахманова
Наша политика не должна быть ханжеской

В мире каждый год регистрируется около пяти миллионов новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией. В России ежегодно прибавляется 60 тысяч новых случаев, в Санкт-Петербурге – 4–4,5 тысячи. Таким образом, пока мы не можем справиться с этой эпидемией, не можем и выполнить обещание остановить СПИД. Что же нам мешает? Эпидемия развивается специфическим образом. Хотя наркопотребители по-прежнему составляют более половины людей, у которых выявлена ВИЧ-инфекция, увеличилось число заболевших, которые не имели отношения к наркотикам и заразились половым путем. Если раньше эпидемия концентрировалась в группах риска, то сейчас она поражает более широкие слои населения.
Одним из важнейших факторов, которые определяют будущее эпидемии, я бы прежде всего назвала передачу ВИЧ от матери ребенку. Если мы не сможем перекрыть этот путь инфицирования, мы получим новое поколение, которое будет нести в себе этот вирус.
В 2008 году в Петербурге от ВИЧ-инфицированных матерей родилось около 500 детей, из них 20 – ВИЧ-инфицированных (около 4%). Этот уровень ниже, чем в предшествующие годы (5–7%), и ниже, чем в других регионах России. Но в странах Западной Европы и в США этот процент приближается к нулю. Полноценная трехэтапная химиопрофилактика (в период беременности, в родах и новорожденному) с использованием противовирусных препаратов позволяет снизить процент передачи вируса ребенку почти до 1%.
Изучая социальный портрет и медицинский статус 20 женщин, передавших ВИЧ-инфекцию своим детям, мы пришли к важным выводам. Эти женщины формально не входили в группу риска, но когда-то они находились в местах лишения свободы. О том, что они ВИЧ-инфицированы, знали только 9 из них. Это говорит о том, что остальные в течение беременности ни разу не обращались в медицинские учреждения и не были обследованы на ВИЧ, хотя такое обследование требуется пройти дважды. Для них беременность была нежеланной, а иногда и неожиданной.
Эти женщины не получали химиопрофилактику. 18 из них получили ее в процессе родов, а две не успели даже в этот период, поскольку поступили на роды слишком поздно. Получили химиопрофилактику только их дети. Экспресс-тест на ВИЧ у одной женщины оказался сомнительным, и она, не зная о своем состоянии, кормила ребенка грудью. В результате ребенок был заражен. Выяснилось, что она имела ВИЧ-положительного полового партнера- наркомана, причем этот мужчина находился в местах лишения свободы.
Употребляли наркотики 16 из 20 ВИЧ-инфицированных женщин. Остальные имели половых партнеров-наркоманов. Таким образом, речь опять заходит о наркопотребителях. Трем женщинам в период беременности была назначена химиопрофилактика, но они периодически нарушали режим лечения или вообще прекратили прием препаратов.
Мы еще раз убедились, что наша задача – очень тщательно обследовать не только самих женщин, но и их семьи, их партнеров. Необходимо также активнее заниматься профилактикой ВИЧ-инфекции в тюрьмах и исправительных колониях.
Решать задачи профилактики должны совместно медицинские и социальные работники. Социальным работникам и врачам по месту жительства необходима информация о ВИЧ-инфицированных женщинах, особенно беремен- ных. На месте ее получить легче. Причем работать надо с каждым отдельным случаем. За рубежом такой подход называют кейс-менеджментом. Мы обязаны обеспечить кейс-менеджмент беременных: мы должны знать, кто из семьи был в местах лишения свободы, кто является наркопотребителем, что происходит в семье. Совместная работа медицинской и социальной служб по месту жительства важна и на этапе беременности, и на этапе родов, и после них.
Установить достаточно точно причины заражения ВИЧ чаще всего невозможно. Среди инфицированных женщин есть и наркозависимые, и те, кто заразился половым путем. Часть из них ранее находилась в местах лишения свободы. Именно им надо уделять особое внимание, поскольку у них не было возможности ни пройти обследование, ни начать полноценное лечение. Мы должны не только привлечь их в медицинские учреждения, но и стимулировать у них приверженность лечению.
Чтобы предупредить заражение, нужны средства защиты. Самое простое из них – презерватив. Говорят, что презервативы рвутся, что они не всегда защищают. Это миф. В 95–100% случаев, если качественные презервативы используются правильно, можно предупредить заражение.
Половой путь передачи вируса зафиксирован в том числе и в условиях лишения свободы: это и гомосексуальные контакты, и свидания с супругами. Отсутствие презервативов приводит к инфицированию. В местах лишения свободы в комнатах свиданий должны лежать коробки с презервативами. Другая проблема – обмен шприцев. Мы считаем, что пункты по обмену шприцев должны существовать во всех медицинских учреждениях. Законодательство РФ запрещает оборот наркотических средств, правила содержания заключенных вводят категорический запрет наркотиков в местах лишения свободы.
Есть ли наркотики в тюрьмах? Нет, если верить отчетам. Но я сама принимала в женской колонии больных, которые проходят АРВ-терапию (мы всячески стараемся помочь ВИЧ-инфицированным получать лечение), и обратила внимание, что у ВИЧ-инфицированных женщин-наркоманок возникает рожистое воспаление голени – в месте инъекции наркотика. Значит, они и в колонии стараются любыми путями найти наркотики. Тогда, может быть, и там нужен обмен шприцев? Необходим диалог медиков и руководителей пенитенциарной системы. И тут наша политика не должна быть ханжеской.
Жить надо в реальной среде. В местах лишения свободы я видела много добрых людей, искренне желающих вести нормальный образ жизни. Но им очень трудно это сделать, поскольку тяга к наркотикам оказывается сильнее их желания измениться. Им надо помочь: предоставить информацию и увести от наркотиков или хотя бы свести вред от них к минимуму.
Когда-нибудь вакцина от СПИДа решит проблему эпидемии. Конечно, самой надежной «вакциной» является нормальный, здоровый образ жизни.
Но мы не должны забывать и о тех, кто не может его вести. Помните, в Евангелии приводятся слова Иисуса, обращенные к книжникам и фарисеям, приведшим к нему блудницу: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». А другая притча, о мытаре и фарисее, рассказывает о важности искреннего покаяния.
Эти искренне раскаявшиеся люди нуждаются в нашей помощи. Здесь как нигде важна пропаганда здорового образа жизни и просветительская работа. Напомню давний девиз нашего журнала: «Быть в курсе». Если человек вооружен знаниями, он до некоторой степени уже защищен. Содержательная, грамотная, красочная, хорошо иллюстрированная просветительская литература, в том числе журнал «СПИД. Секс. Здоровье», должна быть широко доступна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *