Участие молодежи в охране собственного здоровья — журнал #67



Александр Куликов
Участие молодежи в охране собственного здоровья

Из брошюры «остановим распространение вич-инфекции. Партнерство взрослых и молодежи», подготовленной и изданной в августе этого года в рамках российско-голландского проекта.

Совместный проект «Остановим эпидемию ВИЧ путем информации, образования и воспитания», поддержанный программой МАТРА, рассчитан на три года интенсивного сотрудничества нидерландского фонда Rutgers Nisso Groep и российской общественной организации «Здоровье женщин Санкт-Петербурга». Главная целевая группа проекта – студенческая молодежь, которая должна стать не только и не столько объектом воздействия информации и образования но и полноправным участником и проводником образовательных программ.

Программы профилактики и снижения темпа распространения ВИЧ-инфекции у молодых людей должны базироваться на профилактике поведения высокой степени риска. На это нацелены проект «Остановим ВИЧ и СПИД путем информации, сексуального образования и воспитания» и международная программа «Стимулы молодежи», разработанная специалистами Rutgers Nisso Groep (Нидерланды), которая руководствуется так называемым правилом ППУ – подходом, основывающимся на Правах, Принятии сексуальности молодежи и Участии молодежи(1).
Принцип участия молодежи подразумевает вовлечение подростков в планирование, развитие, реализацию, мониторинг и оценку программ улучшения репродуктивного здоровья, сексуального благополучия и профилактики ВИЧ-инфекции. Молодые люди имеют право принимать участие в таких программах от стадии разработки (право быть услышанным, принимать участие в выработке соответствующих решений) до завершающей стадии и оценки ее эффективности. В первую очередь это действия, направленные на развитие способностей молодых людей, предоставление им широких возможностей и укрепление благоприятной, поддерживающей среды. В результате в положительную сторону изменяется отношение подростков к своему здоровью, рискованному поведению и взрослому обществу в целом.
Традиционно взрослые относятся к молодежи как к источнику проблем. С их точки зрения, подростки – это дети, не имеющие репродуктивных и сексуальных прав. Все попытки проявления сексуальности и рискованного поведения должны пресекаться. При таком подходе создается ложная видимость внешнего благополучия в поведении молодежи. Однако внутренний конфликт желаний и возможностей подростка только усугубляется и приводит к появлению серьезных психосоматических расстройств и всплесков девиантного поведения.
Организуя вовлечение юных в программы охраны репродуктивного и сексуального здоровья, профилактики ВИЧ-инфекции, взрослым необходимо проявлять гибкость, терпение и выдержку, не демонстрировать явную опеку и поощрять усилия молодых. В свою очередь участие подростков должно быть добровольным. Молодые люди должны понимать, что они делают и зачем это им нужно.
Степень участия молодежи может быть различной. Существует 8 ступеней «лестницы участия».

1. Манипулирование – это низшая ступень участия. Дети и молодые люди не понимают сути мероприятия и соответственно не понимают собственных действий. Это манипуляция со стороны взрослых. Чем взрослее человек, тем труднее им манипулировать.
Например, учащиеся школы с плакатами «Остановим ВИЧ!», «Мы не хотим заражаться!», «Мы не пойдем учиться в вуз, в котором есть ВИЧ-инфекция!» приняли участие в мероприятии, посвященном проблеме открытия вузовской поликлиники, за что получили футболки и значки с соответствующей тематикой. Школьники не понимают ни символики, ни лозунгов, ни сути проблемы и, следовательно, не понимают необходимости своих действий, но они могут запомнить это мероприятие и в дальнейшем задуматься о проблеме ВИЧ-инфекции.

2. Декорирование стоит на одну ступень выше манипулирования, потому что в этом случае взрослые не притворяются, что дети были инициаторами мероприятия. Они просто используют детей, чтобы косвенным путем поддержать мероприятие, «украсить» его.
Например, во время совещания дети разыграли сценку, посвященную профилактике ВИЧ-инфекции, то есть дети используются как декорация для украшения мероприятия.

3. Токинизм (видимость участия). На конференциях и прочих массовых мероприятий ребята, выбранные взрослыми, делают доклады, подготовленные взрослыми. При этом они могут не понимать сути ими сказанного или даже не разделять отдельные тезисы, они не выражают взгляды и надежды своих ровесников, а являются средством для достижения целей взрослых.

4. Решения взрослых и информирование молодежи. На этой ступени проект, чтобы обеспечить настоящее участие подростков, должен удовлетворять нескольким важным требованиям:

  • молодые понимают цели и задачи проекта,
  • они знают, кто и почему принимает решение об их участии,
  • они добровольно становятся участниками проекта после того, как им объяснили его смысл.

Например, перед выступлением на собрании, посвященном открытию КДМ, студенты прошли соответствующую подготовку. Они вникли в суть проблемы, они поняли, какая им нужна молодежная клиника, они согласились выступить уже осознанно.

5. Консультирование и информирование. Мнение молодых выслушивается, но окончательное решение принимается взрослыми. При этом дети и молодежь могут быть для взрослых очень ценными консультантами. Молодежь лучше взрослых знает свои собственные проблемы. На этой ступени проект разрабатывается и воплощается взрослыми, но к мнению молодых относятся серьезно.

6. Решения, принимаемые по инициативе взрослых совместно с молодежью. Проекты создаются по инициативе взрослых, однако решения принимаются совместно с молодыми людьми.
Например, создание молодежной клиники инициируется администрацией вуза, а принятие решения о направленности деятельности клиники, разработка программы профилактики ВИЧ-инфекции и ее реализация предпринимается совместно с молодыми людьми: организация работы молодежной клиники, оформление, график работы и пр. Причастность к рождению проекта способствует появлению у подростков и молодежи ответственности за результат.

7. Решения принимаются по инициативе подростков под управлением взрослых. Дети разрабатывают концепцию проекта, примерный план реализации, но осуществляется он под руководством взрослых.
Например, в администрацию вуза обратилась группа студентов с просьбой поддержать инициативу создания молодежной клиники. К сожалению, их уровня квалификации недостаточно для реализации подобного проекта. Разработка проекта происходила по инициативе молодых людей, но под четким руководством взрослых.

8. Решения, которые принимаются по инициативе молодежи вместе с взрослыми. Такая практика достаточно редка.
Например, молодые люди по своей инициативе самостоятельно детально разрабатывают проект создания молодежной клиники и представляют его взрослым, чтобы получить дополнительные ресурсы для обеспечения реализации проекта. В данном случае молодые люди самостоятельно планируют, реализуют, оценивают проект и несут полную ответственность за его результаты.

Естественно, что в разном возрасте, в зависимости от уровня зрелости, дети и подростки способны участвовать в проектах на различных уровнях (ступенях) сотрудничества с взрослыми. По мере их взросления возможности повышаются.
Генеральный директор ВОЗ Гру Харлем Брундтланд (2002) призывала: «Перестаньте смотреть на подростков как на проблему. Поймите, что за ними будущее. Участвуйте в инициативах молодежи по улучшению здоровья и вовлекайте ее в наши инициативы». Весьма символичной выглядит скульптура, расположенная перед зданием ВОЗ в Женеве – подросток ведет за собой слепого взрослого.
Без активной жизненной позиции и участия в жизни общества невозможно привлечь молодежь к участию в охране сексуального и репродуктивного здоровья, профилактике ВИЧ-инфекции. Современный российский молодой человек становится все более социально активным и понимает свою ответственность за собственное здоровье.

«мы – не источник проблем,
мы – ресурс,
требующийся для их решения.
мы – не издержки,
мы – капиталовложения.
мы – не просто молодежь,
мы жители
и граждане этого мира.
вы называете нас будущим,
но мы ведь и настоящее.»

из обращения детского форума
специальной сессии генеральной
ассамблеи оон 8 мая 2002 года

(1) Более подробно о правиле ППУ говорится в брошюре проф. А.М. Куликова «Права и ответственность», выпущенной в рамках российско-голландского проекта и представленной в прошлом номере журнала.

Alexander Kulikov
Youth Participation

Excerpts from the brochure “Stop HIV Infection Spread. Partnership between Adults and Youth” prepared and published in August this year within the framework of the Rusian-Dutch project. Joint project “Stop HIV and AIDS and talk about sexual health” supported by Matra programme is designed for three years of intensive cooperation of the Dutch foundation Rutgers Nisso Groep and the Russian NGO “Women’s Health in Saint Petersburg”. The main target group of the project is youth, basically students, who are to become not only the object of informational influence and education, but the principal promoters of it, key project participants.
Grown ups are used to perceiving teenagers as a source of problems. From their point of view, very often, teenagers are nothing more than children, having no reproductive and sexual rights. That’s why any display of sexuality or risky behavior should be suppressed. Such an approach creates only semblance of young people’s well-being, at the same time leading to an aggravating conflict between what a teenager wants and what is permissible. Therefore, the only correct way to work with young people in terms of their sexuality and reproductive health is to involve them into the projects, make them participate on equal terms, which is actively promoted by the Rutgers Nisso Groep guided by the RAP-rule principles – rights, acceptance and participation.(1)
Only by creating a warm favourable atmosphere for teenagers and granting them wide credentials we can change their attitudes to their own health, make them interested in cooperation with adults. The latter, in turn, should show flexibility and patience, encourage the youth, but without extensive care. The young should participate voluntarily and have a clear vision on why they do that.
There are 8 stages of young people’s participation – from manipulation and tokenism, which is only apparent and symbolic, to real decision making whether independent or supported by adults.
Quite obviously, we should seek maximal involvement of teenagers and students. There is a statement by WHO former Director-General Dr Gro Harlem Brundtland: “Stop seeing teenagers as a problem. Recognize that they are the future <…> become involved in their health initiatives, as well as inviting them into ours.”

(1)More in-detail information on RAP-rule is available in the brochure “Rights and Responsibility” by Prof Kulikov published within the framework of the Russian-Dutch project , which was represented in the previous issue of “A.S.H.”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *