Сексуальные девиации — журнал #64



Лев ЩЕГЛОВ
Сексуальные девиации

Лев Моисеевич, в последнее время темы обсуждения в нашей рубрике задают сами читатели. Сегодня наиболее интересным нам показался вопрос о «девиациях» в сексуальной сфере. Просветите нас, пожалуйста, расскажите, что такое сексуальные девиации и какими они бывают.
— Девиации — один из сложнейших вопросов сексологии, потому что четко описать критерии различия нормы и отклоняющегося поведения очень сложно. Примеров тому масса, и они говорят о том, что очень многое зависит от культурного контекста эпохи, в которой мы живем, и от общества, частью которого являемся. Все знают, что в высококультурной, продвинутой Древней Греции, подарившей миру философию, понятие о прекрасном, поиски золотого сечения, архитектуру, скульптуру, гомосексуальные отношения, в том числе с мальчиками, были не просто делом обычным, а даже воспевались. Платон считал гомосексуальную любовь выше гетеросексуальной, поскольку любовь мужчины к женщине и наоборот — это всего лишь реализация биологической программы, как у любого насекомого или млекопитающего. Какое-то время гомосексуальная любовь даже называлась «греческой».
Что же касается девиаций, то их много, очень много. Кстати, если говорить о самом термине, то «девиация», то есть «отклонение» — намного более мягкий, и в данном случае более подходящий термин, чем, например, «извращение». Последний носит оценочный, даже оскорбительный характер. К тому же, как мы убедились, граница между нормой и отклоняющимся поведением условна и в разные эпохи существенно меняется.

Создается такое впечатление, что в современном мире все больше людей с различными сексуальными девиациями. Так ли это?
— Среди всех девиаций в последнее время явный рост отмечается только у транссексуализма, и это большая загадка для науки. Остальные девиации остаются примерно на одном уровне с тех пор, как человечество более или менее наладило статистику. Хотя статистика здесь весьма условна, поскольку даже в обществах, которые толерантны к девиантному поведению, люди не всегда искренни при ответах, даже при условии анонимности.
У нас в последнее время все уверены, что количество гомосексуалистов увеличивается. Это не так. Просто представители этой группы стали более шумными, заметными, а в желтой прессе, естественно, часто муссируется эта тема. Поэтому некоторым обывателям кажется, что «гомосексуалисты наступают».

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о гомосексуализме.
— В разные эпохи к гомосексуальности отно- шение было различным: от воспевания в античности до смертной казни в некоторых европейских странах в период средневековья. Во всех главенствующих религиях отношение отрицательное. Впервые гомосексуальность осуждается как «мерзость» в иудаизме, потом в христианстве и мусульманстве.
В Советском Союзе в 1934 году в Уголовный кодекс была введена статья 121, которая карала за мужеложство, предусматривая до пяти лет лишения свободы. Парадокс в том, что преследовался только мужской вариант, причем именно за технику проведения гомосексуального контакта. Считается, что более 50 тысяч людей понесли наказание по этой статье, и это была, конечно же, совершенная дикость. Сейчас, к счастью, статья снята. Главный редактор нашего журнала А. Г. Рахманова, кстати, была одной из активных сторонниц отмены этой статьи.
Многие, конечно, считали (и считают), что гомосексуалисты — это больные люди, но даже если бы это было так, тем более, как можно наказывать за болезнь?
Но гомосексуальность — не болезнь, и мировое сообщество признает это уже несколько десятилетий: в 1973 году была опубликована известная декларация американских психиатров и сексологов, где было с опорой на научную аргументацию провозглашено, что гомосексуальность является не болезнью, а вариантом сексуальной ориентации.

Что же такое гомосексуальность? Сколько людей — столько мнений?
— На сегодняшний день существуют разные точки зрения на то, что такое гомосексуальность. Первая, примитивная, антинаучная, антидемократическая и античеловеческая, заключается в том, что гомосексуальность — это одновременно и пакость, и грех, и дефект поведения, и отрицательные моральные качества, и болезнь. За это можно человека унижать, стыдить и наказывать. Эта точка зрения, естественно, в науке не рассматривается, но в общественном сознании присутствует. Вторая точка зрения предполагает, что это не болезнь, поскольку у болезни есть причины, начало и благоприятный или неблагоприятный конец, и гомосексуальность просто не подходит под этот термин. В то же время, это и не норма.
И, наконец, третий вариант предусматривает, что к болезни гомосексуальность никакого отношения не имеет, это именно вариант сексуальной ориентации. Пожалуй, именно эта точка зрения наиболее справедлива. Хотя сказать, что это полностью гармоничные люди, трудно. Единственная сфера отношений, которая в данном случае полностью нарушена, — это возможность в гомосексуальной паре иметь детей. Во всем остальном у гомосексуалов весь спектр чувств и варианты поведения такие же, как и у гетеросексуалов. Есть влечение, есть влюбленность, есть любовь, ревность, есть разовые связи и есть длительные многолетние отношения, есть даже проституция — то есть все то же, что и у гетеросексуалов, только на фоне общественного неприятия. Поэтому люди, которые своей гомосексуальной ориентации не скрывают, все же находятся под гнетом общественного мнения, и жить им, наверное, тяжеловато.

А почему человек начинает проявлять гомосексуальное поведение? Общество влияет?
— В подавляющем большинстве случаев сегодня гомосексуальность рассматривается как врожденное состояние. Это судьба человека. Конкретные причины, почему именно этот человек рождается гомосексуалом, непонятны. Но косвенные элементы врожденности установлены, и лишь незначительная часть гомосексуалистов может определенное время вести гомосексуальную практику под воздействием среды. Поэтому вопли о том, что гомосексуалисты якобы «плодятся» и «втягивают все больше людей в свои ряды» не имеют совершенно никаких оснований, это просто невозможно.

Значит, сексуальную ориентацию определяет генетический код?
— Это точно не гены. Предполагается, что это некие факторы, воздействующие на плод, когда он находится в животе матери. Научные исследования показывают, что у тех, кто становится истинным гомосексуалистом (то есть гетеросексуальный контакт для него так же чужд и невозможен, как для гетеросексуала — гомосексуальный) есть некоторые специфические особенности, которые при обратной размотке показывают, что и в два и в три года, когда повлиять еще никто не мог, уже были незаметные тогда окружающим, отклонения в поведении. Предполагается, что в человеческой популяции около 4–6% гомосексуально ориентированных людей. Цифра условная, потому что, как мы говорили, четкой статистики быть не может. Сами гомосексуалисты склонны к завышению этой цифры, они называют себя одной десятой человечества.

Распространено мнение, что люди гомосексуальной ориентации зачастую более талантливы, ярче проявляют себя в искусстве…
— Нет, это не совсем так. Это тоже говорит о немного дискриминативном отношении. Только люди попроще говорят, что все гомосексуалисты — скоты, отвратительные манерные существа с высокими голосами и так далее, а другие говорят, что они все гении и утонченные натуры. Просто мы всегда более осведомлены о тех людях, которые на виду, как деятели эстрады, искусства в целом. И мы не знаем этого о сантехниках, водителях, дворниках. Может быть, они чуть более утонченные лишь потому, что преследуемы, они выживают не за счет растительного существования и физической силы, а за счет приобретения каких-то свойств и качеств. Это то же, что говорить, что еврейский народ славится талантами. Возможно, но если бы две тысячи лет эта нация не подвергалась гонениям, то это был бы рядовой народ, как другие, стационарно живущие, не подвергающиеся какому-либо прессингу. Да, Чайковский, да, Леонардо да Винчи и многие другие, но ведь можно выставить в десятки раз больше талантливых гетеросексуалов.

Получается, что гомосексуализм — это, так сказать, самая признанная из девиаций, даже некая субкультура?
— Гомосексуальность наиболее известна потому, что она всегда описывалась в литературе и других видах искусства. Упоминания есть и в Ветхом Завете. И все-таки эти 4–6% — это очень существенная цифра. Кроме того, любая девиация, где возможны партнерские отношения, переносится гораздо легче. Пусть это преследуется обществом, но, к примеру, два молодых гея могут спокойно жить на какой-нибудь квартирке, реализовывать себя и зачастую совершенно не интересоваться тем, что о них подумает общество. Педофил, садист и некрофил не могут этого сделать, поскольку будут рано или поздно наказаны обществом. Девиации, где партнерские отношения невозможны, — это страшные переживания, которые часто заканчиваются суицидом.

Каково происхождение других девиаций? Они тоже врожденные?
— Точной причины их возникновения никто не знает. До психоанализа считалось, что все они врожденные (тип биологической дегенерации). С появлением психоанализа и других психологических теорий возник другой крен — считалось, что все это приобретенное (детские переживания, комплексы и т. д.). Сейчас приходят к тому, что более логично: есть и такие случаи, и такие. Поэтому, если классифицировать девиации, можно разделить их на истинные, основанные на каких-то механизмах врожденности, приобретенные (их меньше, но они бывают) и мозаичные, происходящие на фоне какого-то психического дисбаланса — у психопатов, лиц с органическими поражениями головного мозга.

Интервью подготовил Михаил ЗЕЛЕНСКИЙ

Вы можете задать свои вопросы
доктору ЩЕГЛОВУ,
ректору Института психологии и сексологии,
по телефону:
+7 (812) 237 18 52
237 14 80
e-mail: institut@spbgi.ru
или направить их в адрес редакции ССЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *