Врач – к больному — журнал #62



Врач – к больному

В редколлегию нашего журнала пришло письмо от Елены К., в котором, в частности, говорилось:
«Вы часто пишете о том, что ВИЧ-позитивных нельзя дискриминировать, что им должна оказываться такая же помощь, как и остальным, а при обращении к врачу требуется сказать о своем ВИЧ-диагнозе. На практике же получается все с точностью до наоборот… Когда я сильно заболела (температура за 39°, ломота во всем теле и сильная боль в животе), родные вызвали “Скорую помощь”. Мало того, что приехала она совсем не скоро, а только через час, врач, узнав, что я ВИЧ-позитивная, развернулся со словами: “Вот и обращайтесь в СПИД-центр, это не наш профиль”».

С этим письмом и просьбой разъяснить ситуацию наш корреспондент Михаил ЗЕЛЕНСКИЙ обратился к врачу «Скорой помощи» Ольге Александровне КОВАЛЕВОЙ.

Ольга Александровна, давно ли Вы работаете на «Скорой помощи»?
— Вот уже 17 лет, начала работать здесь сразу после окончания института и менять место работы не собираюсь.
Вам так нравится быть врачом «Скорой»?
— Да, мне очень нравится моя работа, я себя без нее не мыслю и не представляю для себя другого. Хотя, конечно, работа сложная, и каждая ситуация требует и высокого профессионализма, и индивидуального подхода.
Расскажите, пожалуйста, о системе работы «Скорой помощи». Ведь люди обычно только вызывают бригаду и потом ждут приезда врачей, а что в это время происходит — никто толком не знает.
— Изначально вызов поступает в центральную диспетчерскую в отдел приема. И если диспетчером принимается решение, что кто-то нуждается в экстренной медицинской помощи, в течение одной минуты вызов поступает в отдел направлений, а оттуда — на одну из 25 подстанций Санкт-Петербурга. Потом вызов передается бригаде — в зависимости от сложности вызова — либо фельдшерской, либо врачебной. Кстати, у нас, в отличие, например, от США, действует система «врач к больному», а не наоборот (на Западе приезжает бригада парамедиков и увозит пациента в больницу к врачам). Таким образом, от звонка до выезда бригады проходит 2–4 минуты. А путь до больного занимает в среднем минут двадцать. Иногда, конечно, больше, но это уже влияние факторов, от нас не зависящих (пробки на дорогах и хамство водителей — это всем известно, но это уже другая история).
Теперь немного ближе к теме нашего журнала. К нам в редакцию пришло письмо, в котором девушка пишет, что когда она очень плохо себя почувствовала, вызвала бригаду «Скорой помощи». Естественно, когда приехал врач, она проинформировала его о своем позитивном ВИЧ-статусе. Врач развернулся и ушел. Как Вы прокомментируете такую ситуацию?
— Во-первых, судя по описанной ситуации, к больной приезжала не «Скорая помощь», а неотложная, поскольку это их специализация. Врачи «Скорой» выезжают на более экстренные вызовы, происшествия, уличные несчастные случаи, ДТП, или когда жизни пациента угрожает реальная опасность. Но в любом случае, врач должен оставаться врачом везде и всегда, и я могу только посочувствовать этой девушке и выразить свое негативное отношение к таким врачам. Врач должен в любом случае оказать медицинскую помощь, и при этом, естественно, он должен знать все необходимое о пациенте, в том числе, его ВИЧ-статус. В Конституции РФ написано, что медицинская помощь у нас оказывается всем, причем бесплатно и общедоступно. Что, если у ВИЧ+ матери рождается ВИЧ+ ребенок, ему, по мнению того врача, тоже не надо оказывать медицинскую помощь? Так что он поступил непрофессионально и неправомерно, помощь должна была быть оказана.
В случае оказания медицинской помощи ВИЧ+ пациенту есть ли риск заражения для другого пациента или для самого врача? У вас есть специальные средства защиты?
— Да, у каждого врача есть индивидуальные средства защиты. К тому же все шприцы, капельницы и прочие инструменты у нас одноразовые, а многоразовые мы используем один раз с одним пациентом, а потом отвозим на подстанцию для стерилизации.
А существует какой-либо набор правил, регламентирующий оказание помощи именно ВИЧ+ пациентам?
— Для нас, как для врачей «Скорой помощи», нет, поскольку на догоспитальном этапе меры предосторожности одинаковы для всех.
А свой ВИЧ-статус пациенты обязаны раскрывать?
— Это желательно, но законодательно они не обязаны этого делать.
А Вам часто приходится работать с ВИЧ+ пациентами?
— Да, особенно в последнее время. Конечно, это преимущественно молодые люди. В 90% случаев — употребляющие наркотики. Есть и дети, рожденные от ВИЧ+ матерей, и беременные женщины. В моей практике был даже случай, когда женщина в течение всей беременности употребляла наркотики, а сразу после родов попросила у врачей стакан воды и дозу наркотика. Но что бы ни было, любой ВИЧ-позитивный пациент для меня — просто пациент, которому я окажу помощь так же, как и любому другому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *