Скорбь и надежда — журнал #59



Аза Рахманова
Скорбь и надежда

Его смерть явилась для нас и большим горем, и важным уроком.
Мы потеряли активного человека, который вел непримиримую борьбу с ВИЧ/СПИДом, нес информацию об этой болезни, понимая, насколько важна информированность всех слоев населения. Основатель общества «Мы и вы», известного далеко за пределами Санкт-Петербурга и России, он вел «горячую линию» по СПИДу, реально помогал людям, которых затронула эта проблема.
Будучи руководителем и идейным вдохновителем общества «Мы и вы», Геннадий инициировал и осуществлял разные формы работы в области информации и профилактики ВИЧ-инфекции – от листовок, буклетов, информационных статей в СМИ до создания групп взаимопомощи ВИЧ-инфицированных.
У него был трудный и бескомпромиссный характер, требовательный к себе, таким он был и в отношении к другим. Может быть, поэтому у него было не слишком много друзей. Тем не менее, когда он тяжело заболел, то практически не оставался один, его постоянно приходили навещать – и соратники, и те, кому он сам помог в трудную минуту, те, кто испытывал к нему искреннее расположение и чувство признательности.
Геннадий лежал в палате рядом с моим кабинетом в Боткинской больнице. Состояние его было крайне тяжелым. Он получал самую лучшую на тот момент высокоактивную антиретровирусную терапию (АРВТ). АРВТ снизила вирусную нагрузку до нуля, но не смогла поднять его иммунитет – уровень CD4 оставался низким.
Это было связано с оппортунистической инфекцией, нераспознанной и потому нелеченой. Врачи-специалисты, которые вели пациента, были в недоумении: если вирусная нагрузка нулевая, значит ВИЧ не активен. Почему же не наступает облегчения? Оказалось, был активен другой возбудитель, который и явился непосредственной причиной смерти, вследствие иммунодефицита, вызванного ВИЧ.
Геннадий умер в конце 2002 года. В последний путь его проводили друзья и соратники из городского СПИД-центра.
Мы скорбим о нем, помним до сих пор. Лично я буду помнить его, пока жива.


Недавно я встречалась с Сергеем Дедюлиным, внештатным сотрудником нашей редакции, в прошлом жителем Ленинграда, ныне проживающим в Париже. Сергей хорошо осведомлен о ситуации по ВИЧ/СПИДу во Франции. Он знает, что, несмотря на успехи АРВТ, в Париже все еще умирают от СПИДа.
Антиретровирусная терапия, действительно, делает чудеса: снижает репликацию (размножение) вируса, способствует повышению уровня CD4-клеток, тем самым уменьшая вероятность перехода заболевания в стадию СПИДа. Более того, даже пациентам в стадии СПИДа она оказывает эффективную помощь, немало случаев, когда больные СПИД-хосписов после применения АРВТ оживают, становятся работоспособными, активными, даже долгожителями.
Но, к сожалению, это удается не каждому. Необходимо четкое следование режиму лечения – приему препаратов строго по часам, без пропусков, соблюдая также режим питания и общий режим жизни. Все это вместе называется общим словом «приверженность к терапии АРВТ».
Иногда даже самые сознательные, образованные люди, которые и умом, и сердцем понимают необходимость приверженности, срываются: у них не хватает выдержки быть всегда «под прицелом режима» приема лекарств. И они становятся теми мишенями, по которым бьет вирус, резко изменяясь и становясь не чувствительным к тем препаратам, которые высоко активны у приверженных лиц. Формируется так называемая резистентность к лекарственным препаратам, которая делает лечение неэффективным. И эти люди пополняют ряды умерших от СПИДа в эпоху величайших достижений в лечении этой болезни.
И не только в этом минусы АРВТ: у препаратов есть побочные эффекты, они могут вызывать развитие гипертонической болезни, диабета с такими его осложнениями, как кровоизлияние в мозг. От таких побочных эффектов больные тоже могут умереть. Чтобы это предотвратить, требуются искусство и высокий профессионализм врача, наличие необходимых медикаментов, предупреждающих опасные осложнения.
Об этом мы беседовали с Сергеем Дедюлиным. Он меня уверял, что знает многих, сохраняющих приверженность к АРВТ, соблюдающих режим жизни и лечения, помогающих избежать тяжелых осложнений. В то же время ему известны многие трагические случаи, о которых он не стал рассказывать, потому что это было слишком тяжело…

Проф. А.Г. РАХМАНОВА и Сергей ДЕДЮЛИН Париж, 2006

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *