Пить или не пить? — журнал #55



Михаил ЗЕЛЕНСКИЙ
Пить или не пить?
«Кто знает в лучшем толк,
Тот предложил бы квасу…»

Пиво… Услышав это слово, многие морщатся («…как можно пить эту гадость?!»), а некоторые с упоением представляют, как пенящаяся жидкость журчит, заполняя бокал «прямо поверх капелек воды». К сожалению, в России последних становится все больше и больше, и если чрезмерное употребление алкогольных напитков среди взрослого населения страны стало уже привычной «нормой», то увеличение употребления пива среди детей и подростков вызывает серьезные опасения.

У них и у нас
В некоторых странах распитие пива, как, собственно, и сам напиток – национальная традиция, неотъемлемая часть культуры страны. Это, например, Чехия, отчасти Германия (особенно Бавария), Бельгия и другие. Традицией становится и употребление пива в России (хотя было бы логичнее, если бы нашими «национальными» напитками были квас и медовуха, а не пиво и водка). Пиво – один из самых потребляемых в России напитков: на душу населения сегодня приходится более 40 литров в год, а в Москве – 60 литров. По данным Минздрава РФ, частота употребления алкоголя детьми до 14 лет за последние 5 лет увеличилась почти вдвое. Что же касается западных стран, то в некоторых из них потребление пива на душу населения даже выше, чем у нас, и, тем не менее, это не становится для них социальной проблемой. Причин тому несколько, и, на мой взгляд, главные из них – это намного более совершенное законодательство и другой менталитет, другая «культура пития».
Во многих странах мира, в том числе, почти во всей Европе и США, продажа алкогольных напитков запрещается лицам младше 21 года. В свое время в Штатах пытались понизить минимальный возраст разрешенного употребления алкоголя до 18 лет (мол, как это так – водительские права – с 16, в армию – в 18, а пиво – с 21?!). Однако ничего хорошего это не принесло – просто проблемная группа молодежи, незаконно употребляющая спиртные напитки, помолодела с 18-20 до 15-17 лет. Поэтому в настоящее время во всех 50 штатах опять действует возрастное ограничение в 21 год, и даже дочь президента не может рассматриваться как исключение: дочери Джорджа Буша младшего и Билла Клинтона были задержаны и наказаны (административно) за употребление пива. Кроме того, даже взрослые в США не имеют права распивать спиртные напитки в общественных местах, по крайней мере, из бутылки. И если у них это действует, то у нас обсуждавшийся больше года закон по запрету рекламы пива и закон по запрету его распития в общественных местах по сути ничего не изменили.
Если говорить о культуре пития, то у нас ее просто нет, во всяком случае, культуры пития пива. В Чехии, например, пиво дают даже детям (оставим вопрос о том, что оно там легче и качественнее). Однако там просто невозможно встретить на улице человека, хлебающего пиво на ходу прямо из горлышка. Их культура подразумевает, что пиво, как неотъемлемую часть обеденного или вечернего стола, надо употреблять в кафе, ресторане или дома, а пить пиво на улице – это все равно, что есть на улице суп. Мало того, чех или немец может позволить себе в перерыве за обедом выпить кружечку пива, а потом спокойно сесть за руль и поехать обратно на работу (по их законодательству одна или даже две кружки пива не являются превышением допустимой нормы для управления транспортным средством). Представляете, что бы творилось на наших дорогах, если бы россиянам разрешили хоть чуть-чуть выпивать за рулем? А на рабочих местах — лозунг «с утра выпил – весь день свободен» перечеркнул бы все планы правительства по увеличению ВВП страны.
Поэтому любые поблажки в «алкогольном» законодательстве нашей страны совершенно недопустимы, а ограничение такими полумерами, которые мы наблюдаем сейчас, только отнимает время у законодательных органов для принятия более важных решений для развития страны.

О рекламе
В 90-е годы реклама пива просто-таки наводнила российские телеэкраны, и первое время с этим никто даже не пытался бороться. Лишь недавно государственная Дума взялась за разработку соответствующего законопроекта.
Но закон о рекламе пива с разработки до принятия изменился таким образом, что рекламы стало ничуть не меньше – просто из нее исчезли люди и она, в некоторых случаях, приняла идиотический и навязчивый характер (например, «Испытайте силу воли! Вы не притронетесь к этому золотистому освежающему напитку! Куда?! Понимаю вас: устоять невозможно…»). А в общественных местах пиво как распивали, так и распивают. После принятия закона я даже один раз видел на улице девочку лет двенадцати с банкой пива в руке, и она, поверьте, не несла его папе.
Сложно сказать, почему Госдума взялась наконец за разработку этого закона, ведь зачастую в политике решающими факторами являются воздействие лобби-групп и экономических интересов, а не забота о здоровье населения. Но ведь именно оно, здоровье населения страны, причем не только в настоящем, но и в будущем, подвергалось и подвергается прямой угрозе из-за рекламы алкогольных напитков. И это не только реклама пива, но и издевательски завуалированная в соответствии с законодательством реклама водки (конфеты «Флагман» или питьевая вода «Гжелка» и «Славянская», журналы «Мягков» и «По 5 капель»). Исследования показали, что реклама пива напрямую способствует увеличению его потребления, причем среди всех возрастных групп. Менее всего она воздействует на взрослых хорошо образованных людей, но на «низший класс» общества и молодежь она оказывает самое непосредственное психологическое воздействие. Так, например, алкоголику со стажем реклама напоминает, что «сейчас самое время купить пивка», а потом еще и еще… А для подростков реклама в некой степени служит источником стандартов жизненных ценностей: если в рекламе футбол смотрят только с пивом, причем его должно быть много, то как же можно смотреть футбол без него? Или если друзьям «надо чаще встречаться» для того, чтобы попить пива, то зачем же встречаться с друзьями просто так? Реклама, безусловно, ориентирована на то, чтобы максимально увеличить продажи рекламируемого товара не только в настоящем, но и в будущем. Поэтому реклама пива в России способствует воспитанию из сегодняшних подростков поколения пивных алкоголиков, что принесет прибыль пивным компаниям, но лишит страну ее будущего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *