Что думает о СПИДе православная церковь? — журнал #53



Духовные корни телесного страдания, или
Что думает о СПИДе православная церковь

Разговор с пастырем

В жизни каждого бывают такие моменты, когда спасти, поддержать, помочь не сломаться может только вера. И мы, православные люди, ищем веру в храме, в словах духовных наставников – приходим под светлые церковные своды с надеждой на то, что Господь простит нам наши прегрешения, что те, кто говорит с нами и наставляет нас от Его имени, – поймут нас и помогут найти выход. Особенно нужна поддержка тем, на чью жизнь легла тень неизлечимой болезни, имя которой СПИД. Но измученные страхом, людским непониманием и болезнью, люди боятся вновь ощутить отчуждение, непонимание, душевный холод тех, к кому обратились за помощью – таких же православных христиан или священнослужителей. Что же думает о СПИДе и ВИЧ-инфицированных людях наша православная церковь? Об этом я решилась расспросить иеромонаха Свято-Введенского монастыря города Иванова отца Макария.

– ВИЧ-инфицированный больной. Как относится к нему православная церковь и как должны к нему относиться православные христиане, как к человеку, нуждающемуся в помощи, или же как к человеку, который искупает своим страданием собственные грехи и грехи родителей?
– Тема СПИДа неоднозначна, но ответ на этот вопрос может быть только один. Как относиться к больному СПИДом? – Да абсолютно так же, как к любому другому больному. Если кто-то относится к больному с ненавистью, со злорадством, с какими-то теориями, что это хорошо, что он болен, так ему, подлецу, и надо, то что можно сказать про такого человека – ему самому надо всерьез покаяться и разобраться в собственном мировоззрении.
К больному нужно относиться с любовью, с состраданием, думать, как ему можно помочь, чем облегчить его страдания. Чем бы он ни был болен, начиная от насморка и кончая чумой, – тут нет никаких сомнений и даже поводов для разномыслия. Во всех православных источниках мы находим именно это. Один из самых ранних примеров – Киприан Карфагенский. Христиан тогда в Карфагене было не очень много, была страшная эпидемия чумы, все люди уже тогда знали, что чума – это заразная болезнь, сторонились больных и сторонились умерших от чумы, а христиане под руководством своего епископа – святителя Киприана – прославились тогда именно своим состраданием и к христианам, и нехристианам, они помогали больным, хоронили умерших, чем оказывали им честь и уменьшали риск дальнейшего распространения болезни. Так что здесь я не вижу поводов для обсуждения, здесь все ясно.

– Но СПИД – болезнь, передающаяся преимущественно половым путем, к тому же большинство ВИЧ-инфицированных – это люди, употребляющие наркотики. Половые отношения вне брака, наркомания – ведь все это пути неправедные?
– Начнем с того, что СПИД – это прежде всего венерическая болезнь. Сам этот термин у нас почему-то не любят употреблять, и причиной этому могут служить наши контакты с заграницей и политическая окраска этой болезни, которую она приобрела в США и Западной Европе. Но факт остается фактом – СПИД прежде всего болезнь венерическая, к чему добавляется факт ее распространения путем обмена зараженными иглами. Так это не первая болезнь в истории человечества. Хорошего ничего в них нет, как и в любых других болезнях. Факт заражения говорит об определенном поведении, которому этот человек привержен. Люди, знакомые с проблемой, могут возразить, что среди этих несчастных есть те, которые заболели СПИДом и никакого такого поведения у них не было, – это дети, получившие ВИЧ-инфекцию от заразившихся родителей, и те, кто заразился в результате переливания крови. Что ж, такое бывает. Но это единицы, о которых пишут в медицинских журналах как об особенных медицинских казусах. Однако это вовсе не отменяет того, что СПИД – болезнь венерическая, со всеми вытекающими отсюда последствиями, кроме, пожалуй, того, что СПИД на данном этапе лечению не поддается и приводит человека рано или поздно к смерти, а все остальное доступно нашему медицинскому и общечеловеческому пониманию.
Вообще говоря, христианское мировоззрение требует от нас видеть в каждом грехе и каждом проявлении зла источник для контратаки на дьявола, ведь всякий грех – это результат нападения дьявола на человека. И мы, ведя борьбу с грехом, испытывая на себе его тяжесть, должны не просто от него отталкиваться, а изыскивать способы, как ему противостоять, как исправить нанесенное зло и добиться добра. Именно в этом аспекте стоит серьезно подумать о последствиях венерических болезней и, в частности, СПИДа. ВИЧ-инфицированных не так уж много, но в круге проблем, связанных со СПИДом, находится большая часть населения страны. И особую важность приобретает вопрос о том, как же эту болезнь воспринимают люди, что изменяется в их образе действия и мысли в связи с тем, что такая болезнь существует. Это действительно серьезный вопрос.

– Россия – страна прежде всего православная, а православное воспитание, на мой взгляд, помогает ограничить, замедлить восприятие негативных мировых тенденций, таких как, например, сексуальная революция. Однако нам свойственно и замедленное осознание опасности воспринятого…
– Вот вы говорите, православное воспитание. Если бы оно было у нас у всех, то и жить было бы гораздо лучше. В том-то и дело, что наше православное воспитание как рыбацкая сеть, да к тому же рваная… так что в нее проваливается все, что угодно. Да, несмотря на наше православное воспитание, мы воспринимаем всякую мерзость с огромной легкостью, а вот добро-то, к сожалению, плохо воспринимаем. Но надо сказать, что такая же ситуация и в других странах, ну так на место православного воспитания можно поставить христианское, так как наша цивилизация, так сказать, европейско-американская, она базировалась в основном на христианском наследии. Кто и когда это наследие порастерял – это другой вопрос. Но мы видим, что то, что происходит у нас, ничем не отличается от того, что в свое время происходило на Западе. Люди утратили христианский образ жизни, а вместо него приобрели огромные беды на свои несчастные головы. Что же нам делать? Ответ понятен – надо нам возвращаться к истинному христианскому бытию и менять образ своего поведения. Борьба это трудная, но она дает результаты. Насколько это возможно, надо быть оптимистами.

– Мне приходилось встречать людей, которые всевозможными способами старались доказать, что СПИД есть ни что иное как «вестник грядущего конца дней», кара за все грехи человеческие, и попытки переубедить этих людей оказывались безрезультатными. Как православная церковь смотрит на подобного рода теории? Действительно ли СПИД – это знак конца дней или же часть закономерного движения жизни, уходят одни болезни, приходят другие?
– Почему «или – или»? Разумеется, болезнь, которую человек испытывает, как-то связана с нашим несовершенством, с нашими грехами и слабостями, общими или личными. В состоянии безгрешном, блаженном, правильном состоянии, для которого человек предназначен, нет страданий, нет болезней, нет смерти. Однако из этого вовсе не следует, что надо сидеть сложа руки, или еще хуже – потирать руки, мол, так вам всем подлецам и надо, один я тут беленький, чистенький, а вы все такие-сякие, чтоб вы все сгорели. Хуже, дальше от православия, чем такого рода позицию, трудно себе представить.
Да, болезни и несчастия связаны с нашими слабостями и грехами, и используя эти несчастия, мы должны от этих слабостей и грехов избавляться. А что касается «конца времен», то в Евангелии сказано очень понятно: о времени завершения мировой истории никто ничего сказать не может. Спаситель только просит нас быть внимательными к признакам грядущего конца. А эти признаки были с самого начала христианства. «Дети, последнее время», – сказано Иоанном Богословом приблизительно 1900 лет назад. Оно тогда было последним, оно и остается последним. Но делать выводы о каком-то количестве дней или лет, что нам остались, мы не можем, о том, сколько нам еще остается прожить, известно только Господу. И мой оптимизм связан не с тем, что я предсказываю, что конец света наступит тогда-то и тогда-то, но с тем, что болезни и страдания в конечном счете могут послужить добру.

— Но СПИД – зло необратимое, болезнь на данном этапе неизлечима. И для того, чтобы обезопасить людей, необходимо предупредить их об опасности.
Православная церковь имеет большое влияние на умы многих россиян. Что церковь делает для того, чтобы защитить верующих от СПИДа? Предупреждает ли паству, чтобы люди могли избежать ситуаций, в которых возможно заражение ВИЧ?
– На этот вопрос тоже ответ однозначный. Да, и прежде всего через призывы к покаянию и перемене образа жизни, восприятию того простейшего факта, что сексуальный контакт между мужчиной и женщиной является составной частью брака. Брак – союз один раз и на всю жизнь. А все остальные виды телесного соединения представляют собой, прямо скажем, крайнее безобразие. Человек, который воспринимает жизнь именно так, тем самым предохраняет себя от заражения венерическими заболеваниями и, в частности, СПИДом. Мы говорим об этом в проповедях, пишем в книгах, подробнее говорим в процессе исповеди, и я уверен, что нормальный образ жизни тем самым среди наших сограждан распространяется. Я согласен, что этих усилий мало. Необходимо, чтобы эта информация распространялась гораздо шире, через средства массовой информации, через школы, даже в первую очередь через школы и программы так называемого «полового просвещения». Церковь готова сотрудничать и помогать. Но пока проекты по участию духовенства в программах «здорового образа жизни» стоят на запасных путях, а беда продолжает косить людей, не только тела, но и души.

Ищите и обретете, обретете понимание и сострадание, ведь мы христиане и должны помогать друг другу. И приятно сознавать, что и наши духовные наставники и вся наша церковь готова поддержать нас в борьбе за ЖИЗНЬ БЕЗ СПИДА.

С иеромонахом Свято-Введенского
монастыря о. Макарием
беседовала Дарья Котова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *