ВИЧ/СПИД — 2003. Что впереди? — журнал #48



Профессор Аза РАХМАНОВА
ВИЧ/СПИД — 2003: что впереди?

В октябре этого года в городе Суздале Владимирской области состоялась Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам ВИЧ-инфекции. На конференцию были приглашены не только отечественные медики-инфекционисты и фармакологи, в ней приняли участие руководители Минздрава России, а также представители ВОЗ и Объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИДу. Информация, полученная на конференции, послужила основой для обсуждения ситуации у нас, в Санкт-Петербурге.

Каков же прогноз развития эпидемии, какие у нас перспективы?
Согласно сообщению главного государственного врача Г. Г. Онищенко, нас ожидает нарастание числа больных СПИДом из зараженных ВИЧ. На текущий момент в России официально зарегистрировано 250 тысяч ВИЧ-инфицированных, из них не менее четверти больны СПИДом. Они нуждаются в противовирусной терапии, на которую требуются серьезные финансовые средства. Но эти средства надо непременно изыскать, иначе страна будет терять молодых работоспособных людей. Сегодня уже всем становится ясно, что лечение ВИЧ/СПИДа и профилактика распространения заболевания — это вопрос нашей национальной безопасности.

В этом году средства массовой информации с облегчением констатировали снижение числа новых случаев заражения ВИЧ. Но мы не можем говорить о реальном снижении заболеваемости. Мы меньше стали выявлять новых случаев, так как группой риска стало все население страны. Нельзя же обследовать всю популяцию! Официальные цифры пораженности населения нашей страны на сегодня уже велики: 400–600 на 100 000 человек. У нас в Санкт-Петербурге каждый месяц появляется 300 новых случаев заражения ВИЧ, таким образом, суммарные показатели неуклонно растут. Надо сказать, что и вновь выявленные, и ранее зарегистрированные ВИЧ-позитивные к нам, например, в специализированное отделение больницы им. С. П. Боткина, приходят далеко не все. Почему?

Основных причин две.
Первая: мы не можем предложить ВИЧ-больным лекарств, тем более бесплатно и в полном объеме на курс поддерживающей терапии.
Вторая причина: узнавшие свой диагноз (зачастую при анонимном обследовании), боятся признаться окружающим в своей болезни, они не хотят быть отверженными, они не хотят пожизненного клейма «группы риска». Каждого такого пациента подозревают если не в наркомании, то в излишних половых связях.
Почему Всемирная кампания борьбы со СПИДом второй год проходит под девизом «Против стигмы и дискриминации»? Стигма — знак изгоев, дискриминация — ограничение в реализации права на жизнь, права на работу, на друзей, на возможность иметь семью и детей и т. д. Если люди, живущие с ВИЧ, скрывают свой статус, им остается все доступно, как и прочим гражданам общества. Правда, недоступным остается одно — возможность долго сохранять полноценное здоровье и работоспособность. То есть, чтобы получить высокоактивную антиретровирусную терапию, нужно признать свой статус и признаться в своем недуге окружающим. Но если признаться, значит стать отверженным и потерять свои права… Так замыкается порочный круг.

Дискриминация — это прежде всего лишение больных лекарств и социально-психологической поддержки. Это плохой пример и тяжелые последствия для здоровых, ведь безразличие порождает отверженных, которые действительно могут стать опасными для отвернувшегося от них общества. Стигматизация ВИЧ-позитивных — это самый мощный удар по профилактике, а без профилактических мер невозможно спасти здоровую часть общества от эпидемии. Лишь некоторые ВИЧ-позитивные активно борются за свои права и объединяют других, но таких мало. Основная масса ВИЧ-позитивных избегает официальных медучреждений, но это в настоящее время, пока они не имеют тяжелых осложнений. В ближайшем будущем, по законам развития болезни, такие осложнения и сопутствующие заболевания будут развиваться у всех инфицированных, и тогда больные будут везде, в больницах разного профиля, также пытаясь скрыть свой ВИЧ-статус.

Что делать?
Во-первых, необходимо широко и постоянно поддерживать систему информации, объективной и доступной, повышающей грамотность населения, его осведомленность о путях передачи вируса. Здоровые люди должны знать о том, как уберечься от заражения, инфицированные должны знать, как уберечь окружающих. С чем мы сталкиваемся в повседневной практике? Даже мои бывшие сотрудники, хорошо знакомые с проблемами ВИЧ/СПИДа, через год, кажется, все забыли и задают мне вопрос: «Могут ли мать и ВИЧ-позитивный сын жить в однокомнатной квартире?» Меня удивляет не сам вопрос (ответ на него и подобные им вы всегда найдете в нашей рубрике «СПИД-ликбез»), меня удивляет, что задает такой вопрос человек, казалось бы, вполне информированный. Или так велик страх перед этим заболеванием, что он заглушает даже то, что ранее было достоверно известно? Вот почему нужно повторять и не бояться повторений прописных истин, вот почему в каждой аудитории при каждой возможности нужно проводить СПИД-ликбез.

Во-вторых, мы всегда, при любых обстоятельствах, должны помнить о нашем долге лечить таких больных. Мы уже из врачебной практики знаем, как помогает высокоактивная антиретровирусная терапия. Это знание усиливает нашу позицию против дискриминации таких больных. АнтиВИЧтерапия — это право больных на облегчение страданий, это возврат их к жизни и труду. А если при этом наше отношение к ним будет любезным, уважительным, внимательным, мы поможем им преодолеть их ощущение стигмы, мы поможем им адаптироваться в обществе. Как призывал православный священник отец Андрей, «не будьте снисходительны к ним — любите их…». Напоминание простых христианских истин порой имеет решающее значение и в вопросах лечения и профилактики.

Наконец, самое основное — это политический подход к проблеме ВИЧ-инфицированных. Государство должно помочь решению фармакологических, социальных и психологических проблем молодежи, вовлеченной в эпидемию. Это молодежная болезнь, и лишать страну будущего, трудоспособных репродуктивных людей чрезвычайно опасно.

Я обращаю Ваше особое внимание, дорогие читатели, на опубликованную далее речь профессора Ларса Каллингса, с которой он выступил на Всероссийской конференции в Суздале. Надо стремиться к такому же глубокому и объективному пониманию ситуации, которую демонстрируют прогрессивные ученые мира и деятели Глобальной программы ООН по ВИЧ/СПИДу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *