Вакцина против СПИДа — журнал #42



ВАКЦИНА ПРОТИВ СПИДА

На вопросы главного редактора нашего журнала А. Г. РАХМАНОВОЙ ответил Алексей Филиппович БОБКОВ — доктор биологических наук, руководитель лаборатории научно исследовательского института вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН. А. Ф. Бобков — автор более 200 публикаций в отечественных и зарубежных научных изданиях, большинство которых связано с изучением вируса иммунодефицита человека.

Насколько вероятно иметь коммерческую вакцину в ближайшем будущем?

Коммерческая вакцина или, точнее, препарат с этикеткой «Вакцина против СПИДа» может появиться на рынке достаточно скоро. Вопрос в том, будет ли эта вакцина стопроцентно или почти стопроцентно защищать от возможности заражения ВИЧ. Другими словами, будет ли эта вакцина работать столь же эффективно, как вакцина от желтой лихорадки, дифтерии, кори и т. д. Боюсь, что эффективной вакцины в ближайшем будущем ожидать не приходится. Между прочим, сейчас «запускается» африканский вакцинный проект, с участием специалистов из развитых западных стран, крупнейших фармакологических фирм. Однако его авторы не ожидают первых результатов ранее 2008 года.

Есть ли в мире вакцины, которые прошли испытания на людях?

В настоящее время на разных стадиях клинических испытаний находятся более 70 различных потенциальных вакцинных препаратов. Это и индивидуальные белки ВИЧ, и их короткие фрагменты, и ДНК вакцины, и рекомбинантные вирусы… На третьей фазе испытаний находятся вакцины, полученные наиболее традиционным путем, на основе белков вирусной оболочки штаммов подтипов В и Е.

Каковы главные трудности в создании вакцины? Почему ее до сих пор нет?

Это, в первую очередь, высокий уровень изменчивости вируса, который дает ему возможность ускользать от иммунного ответа. Но дело, во-видимому, не только в этом, а еще и в каких-то особенностях стратегии этого вируса, которые препятствуют возникновению полноценного иммунного ответа на него в организме человека.

Каковы возможности разработки российской вакцины?

В нашей стране, безусловно, необходимо также работать в этом направлении. Но при этом необходимо думать и, самое главное, считать деньги. Совершенно очевидно, что тягаться с США, например, в скорейшем проведении клинических испытаний как можно большего числа вакцинных препаратов мы не можем. Там на вакцину тратятся средства, сравнимые с бюджетом нашей страны. Слепо копировать их исследования также, по-видимому, нет необходимости. Тем более, что многие из уже разрабатывающихся проектов, как сейчас уже ясно, никуда не ведут. По-видимому, вакцина против СПИДа должна основываться на каком-то ином принципе, и, чтобы понять, какой она должна быть, необходимо еще очень много работать в лаборатории — быстрого результата, увы, ожидать не приходится. Тем тяжелее ожидать его в России, где, по вполне объективным причинам, на науку тратится очень и очень мало. Однако я не призываю сидеть сложа руки и ждать, пока эффективная вакцина будет создана где-нибудь на Западе или Востоке. Некоторые «обязательные» исследования провести необходимо уже сейчас.

Какие самые перспективные исследования по ВИЧ необходимо провести в нашей стране?

Из-за высокого уровня генетической изменчивости очень важно, чтобы потенциальная вакцина была разработана на основе того варианта ВИЧ–1, который в настоящее время доминирует в нашей стране. Поэтому очень важными являются генетические исследования вирусов, циркулирующих в России. Такие исследования проводятся в нашей лаборатории в НИИ вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН совместно с сотрудниками Российского Федерального центра (руководитель академик РАМН В. В. Покровский) и многих региональных центров СПИДа. Интересно, что в нашей стране доминирует вариант подтипа А, который характерен только для стран Восточной Европы. Так что в работе мы должны использовать свои собственные иммуногенные препараты, заграница в этом случае нам не поможет. С другой стороны, их получение — само по себе достаточно интересное и непростое дело. Например, мы показали, что белок оболочки «нашего» вируса подтипа А крайне вреден для бактериальных клеток (значительно «вреднее», чем соответствующие белки многих других штаммов ВИЧ–1), поэтому его получение традиционными способами сильно затруднено. И именно поэтому до сих пор не удалось получить полноразмерный геном «нашего» вируса целиком в составе одной рекомбинантной плазмиды. А это — тоже одно из очень важных условий получения вакцины. Кроме того, «наш» вирус размножается в культуре очень медленно. Поэтому еще одно направление работы по созданию вакцины — получение высокопродуктивных штаммов «нашего» вируса. Все это — исследования, на которых базируется создание любой вакцины, они не требуют очень больших затрат, вполне по силам даже российскому бюджету. Испытывать какие-то вакцинные препараты, сделанные на Западе, или полученные в нашей стране, но на основе штаммов, циркулирующих в других странах, по-видимому, тоже можно, но только не за государственный счет. При этом, конечно, любой такой препарат должен быть тщательно проверен «на безвредность для человека» так, как это принято в нашей стране. Это очень важно.

Как обстоят дела с лечебной вакциной?

Лечебная вакцина — одно из важных направлений работы. В настоящий момент возможность ее использования, например, в сочетании с высокоэффективными ингибиторами вирусных ферментов, широко обсуждается. Более подробно с ее перспективами можно ознакомиться в обзоре, опубликованном в шестом номере журнала «Эпидемиология и инфекционные болезни» за прошлый год (А. Ф. Бобков, В. В. Покровский «Терапевтические ВИЧ-вакцины»). Но такая вакцина в России, по-видимому, тоже должна быть создана на основе российского варианта ВИЧ–1.

Возвращаясь к вопросу об изменчивости вируса, ответьте, пожалуйста, есть ли в России «банк» подтипов ВИЧ. Как Ваши исследования связаны с мировым «банком вирусов»?

В настоящее время мы располагаем информацией о генетической структуре более двух тысяч вариантов ВИЧ, обнаруженных на территории России и других республик бывшего СССР. Большая часть этой информации передана в международную базу данных, организованную на базе ретровирусологической лаборатории в Лос-Аламосе, США. Мы также тесно сотрудничаем с Всемирной Организацией Здравоохранения, программой ЮНЭЙДС, многими зарубежными коллегами. Очень важно, чтобы результаты любых исследований по вакцине, по изменчивости вируса и т. д. своевременно публиковались как в России, так и за рубежом. Чем больше информации на этот счет будет доступно специалистам всех стран, тем скорее человечество научится защищаться от этой опасной инфекции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *