Глазами бывшего наркомана — журнал #42



Александр О.
ГЛАЗАМИ БЫВШЕГО НАРКОМАНА

Невозможно выяснить достоверно, когда и каким образом люди узнали о наркотических свойствах некоторых растений. Первое упоминание об опиуме, к примеру, встречается в египетском папирусе, который датируется 1600 г. до н. э. В нем опиум рекомендуется как средство прекратить чрезмерный детский плач. В греческих источниках упоминания о применении опиума как мистического средства встречаются в VII в. до н. э. А в VII в. н. э. арабы (из Аравии), распространившие свое культурное влияние на весь Ближний Восток, приносят туда и опиум, уже в качестве вещества, вызывающего наркотическое опьянение. Как следствие этого, появляются люди, у которых возникает болезненное пристрастие к этому веществу. Авиценна (Ибн-Сина) в XI веке, выписывая рецепт на опиумсодержащее средство, предупреждал, что длительное употребление лекарства может вызвать неудержимое пристрастие к нему.

По-настоящему остро проблема злоупотребления наркотиками встала перед человечеством в начале XX века, и сегодня в России она принимает угрожающий, эпидемический характер.

Что же сегодня известно о наркомании?
Во-первых, это, безусловно и безоговорочно, болезнь. Справочник ВОЗ определяет ее именно так. Болезнь неизлечимая, прогрессирующая и смертельная. Болезнь, которая затрагивает все сферы жизнедеятельности человека: физическую, эмоциональную, социальную и духовную. Болезнь, которая не излечивается силой воли. Ведь почему-то никому не приходит в голову лечить силой воли туберкулез, диабет и порок сердца, даже банальную простуду, но в отношении наркомании существует такое странное предубеждение. Это абсолютно, в корне неверно! Как всякая другая болезнь, химическая зависимость требует внимания специалистов. И хотя, так же, как диабет, ее нельзя вылечить окончательно, но приостановить можно. И можно, соблюдая определенные правила и рекомендации, жить полноценно и счастливо. Для этого необходимы два условия. Первое: химически зависимый (наркоман) должен сам хотеть этого, то есть он должен принимать активное участие в процессе своего выздоровления. Второе: необходимо уделять внимание всем четырем вышеназванным аспектам заболевания.

До недавнего времени у нас в стране применялись две модели лечения зависимости: социальная и медицинская, которые делали акцент, соответственно, на социальном и физическом аспектах болезни. Печально известны ЛТП и «нарком-зоны», где пытались «лечить» химически зависимых принудительным трудом, где, по сути своей неплохая, идея вырвать наркомана из привычной среды обитания была извращена и обесценена насильственным характером применения. Человек лишался возможности выбора. Естественно, при таких условиях ни о каком сотрудничестве самого наркомана речи быть не могло (это не говоря уже о бесчеловечных условиях, в которых приходилось жить людям, попавшим туда).

Медики, в свою очередь, занимаясь этой проблемой, применяли различные препараты, которые помогали вывести зависимого из состояния абстиненции. Но дальнейшая терапия, имеющая в виду коррекцию эмоционального состояния и поведения при помощи таблеток, приводила к развитию ликемии (зависимости от таблеток) и также не давала положительного результата, так как вскоре хим. зависимый возвращался к своему «любимому» препарату, который и вызвал болезненное пристрастие. Кроме тех редких случаев, когда врач совмещал в своем лице выдающегося нарколога и психотерапевта, исследуя досконально личностную модель пациента, этот метод был неэффективен. Лишь несколько лет назад в Петербурге применили компенсаторную модель лечения зависимости, основанную на программе «12 шагов». Компенсация патологии (изменений коры головного мозга) происходит по этой методике за счет духовного развития пациента.

Исследуя положительный опыт 12-шаговой модели и ТС (терапевтических сообществ типа DEY-TOP в США), мы попытались в своей практике взять все лучшее и, адаптировав зарубежный опыт на нашей российской почве, создали свою модель реабилитации наркоманов. Наш Реабилитационный центр предлагает химически зависимому на три месяца оторваться от своего окружения и, влившись в ТС, которое живет по законам семьи, в лучшем ее понимании, попробовать изменить себя и свою жизнь. Три месяца — это минимальный период, за который происходят биохимические изменения, нормализующие работу головного мозга химически зависимого. Кроме того, те положительные навыки, которые он получает в ТС, становятся его новыми привычками, вытесняя старые, развившиеся в результате употребления ПАВ. Работая со своими чувствами, химически зависимый может научиться корректировать свое эмоциональное состояние и поведение без каких бы то ни было таблеток. Заполняя духовную пустоту, возникшую при употреблении наркотиков, он может обрести внутренний стержень, который даст ему возможность справиться с жизненными трудностями, а атмосфера семьи, в которой происходит процесс выздоровления, безусловно, помогает человеку зависимому обрести новые жизненные ценности, изменить свои старые установки. Все правила, действующие в ТС, едины для всех, и для участников программы, и для персонала, все имеют определенные обязанности и несут определенную ответственность.

Человек, поступающий в Реабилитационный центр, получает все необходимые сведения о своей болезни, учится распознавать у себя ее проявления, чтобы в дальнейшем избежать рецидивов, вовремя обратившись за помощью. Специалисты Центра и после выписки поддерживают своих выпускников, подключая их к работе групп самопомощи, имеющихся как при самом Центре, так и в других районах Петербурга.

Мы обращаемся ко всем, кого это интересует:

Если вы хотите продолжать употребление наркотиков — это ваша проблема. Если вы хотите перестать их употреблять — мы можем помочь вам в этом.

Наш адрес:
Санкт-Петербург,
ул. Дудко, 18
Тел. (812) 560 17 06

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *