Записки врача — журнал #41



ЗАПИСКИ ВРАЧА

Дорогие женщины! В начале 90-х годов в России было с десяток женщин, зараженных ВИЧ/СПИДом, теперь их около 100 000. В Санкт-Петербурге за последние пять лет от ВИЧ-инфицированных матерей родилось 98 детей, но за шесть месяцев 2001 года добавилось еще 49, к декабрю таких новорожденных стало 86. Многие беременные из сообщества наркозависимых не встают на своевременный учет в женские консультации, а приходят сразу рожать. Не обследованные, не получившие химиопрофилактики, они нередко заражают своих детей в родах. А сами, как позже выясняется, больны не только ВИЧ/СПИДом, но и вирусными гепатитами.

Наркомания — парентеральные гепатиты — ВИЧ-инфекция — беременность. Это только начало трагической цепочки. Что дальше? Дальше тяжелый гепатит и цирроз. Женщины ходят с большими животами, но это не беременность, а асцит — водянка в связи с циррозом. Одышка, слабость — уже не до наркотиков, и наркотики нужны, скорее, для того, чтобы снять боли в животе и ногах, которые сводит судорога. Дальше — хуже: менингит-энцефалит, помраченное сознание, потеря зрения. А новорожденные — сначала в больнице, потом, подросшие, — в доме ребенка или специнтернате, не дай Бог, беспризорные.

Дорогие женщины! Опомнитесь! Думайте о себе и своем будущем, когда вводите себе наркотики первый или второй раз (в третий раз вам будет уже не задуматься об этом!), не идите на поводу у своих дружков-любовников. Вы в ответе и за себя, и за них! Только разумная женщина спасет этот безумный мир!

Думайте о своих детях! В Доме ребенка, что в Петербурге на Мойке, они накормлены и ухожены, им, быть может, не так и плохо сейчас (если может быть хорошо ребенку без мамы). Но тем из них, которые получили от вас ВИЧ, вскоре понадобится сложное и дорогое лечение, трудно, невыносимо трудно будет им выживать. Если вы беременны, своевременно обращайтесь в женскую консультацию. Ваш ребенок может остаться здоровым, если вы заражены ВИЧ-инфекцией, но пройдете своевременную предупреждающую терапию.

Бедная Лиза и другие
Каких детей рожают женщины-наркоманки? Недоношенных, с пороками развития, анемией, малым весом. На них страшно и больно смотреть: Их так трудно выхаживать! 33-40% детей, рожденных наркозависимыми, оказываются зараженными ВИЧ/СПИДом. Эти несчастные попадают сразу в Российский научно-практический центр СПИДа, который находится в Усть-Ижоре Ленинградской области. В моей практике было множество пациентов, казалось бы, я за десятилетия своей работы повидала всякого и ко всему привыкла. Это не так. Каждый больной — отдельная судьба, и такая судьба, которая не может оставить равнодушной. А некоторые из них трогают так глубоко, что становятся словно родными. Моя любимица Лиза родилась в Сочи. Ее мама, как почти всегда бывает с наркоманками, не обследовалась в период беременности, а сразу попала в роддом рожать. Лиза родилась недоношенной, почти не способной к жизни. Но в Усть-Ижорской больнице она медленно-медленно пошла на поправку. Правда, до двух лет она все еще ела только из бутылочки. Диагноз «ВИЧ/СПИД» подтвердился. Через зонд вместе с жидкой пищей Лиза получает три противовирусных лекарства. Этим и живет. Как радуется этот бедный ребенок, когда ее возьмут на руки, погладят, приласкают!

Анечке уже 4 года. Она тоже лечится, но, в отличие от Лизы, говорит, учит стихи, не отстает в развитии от здоровых сверстников. Исправно принимает 3-4 противовирусных лекарства. С главным врачом Евгением Ворониным с радостью ездит в зоопарк. Ей обидно, что у нее нет родителей, вот она и выдумывает: «Ко мне приходила мама. Она принесла мне подарки. Она красивая, и я ее люблю». Кудрявого Сашу мы называем «наш Пушкин», так похож. Поступил в Усть-Ижору весь в кровавой сыпи, с частыми носовыми кровотечениями, анемичный. Тромбоцитов в крови — 9%, показатель, несовместимый с жизнью. Спустя год-полтора, благодаря противовирусной терапии, ожил, похорошел, такой веселый красавец. Каждый из этих несчастных детей, из тех пятидесяти малышей, которые сейчас находятся в Усть-Ижорской клинике, мог избежать заражения. Если бы женщина — мать этого малыша знала, и могла, и хотела (!) уберечь себя и своего ребенка.

Изгой стал другом
Мы разговаривали на профессиональные темы с детским стоматологом профессором Г. А. Хацкевичем. Речь зашла о СПИД-больных. Генрих Абович рассказал мне случай из своей жизни.
— Ко мне на прием пришел преподаватель школы. Он признался, что болен СПИДом. В связи с челюстно-лицевой патологией ему необходимо прооперироваться. Но ему отказали уже в шести лечебных учреждениях. Он почувствовал себя изгоем. Он обратился ко мне, детскому стоматологу, наугад и от отчаяния.
Я не мог ему не помочь. Я согласился прооперировать его не только из профессионального долга, но и для того, чтобы показать пример своим ученикам. Этот пациент был мне безмерно признателен. Мы сблизились и стали друзьями. Он часто навещает меня, мы пьем чай, гуляем, беседуем о жизни. После этого случая я почувствовал себя более человечным, что ли. Видеть его благодарные и радостные глаза — это счастье.

Жизнь продолжается
Ее мама, студентка-красавица, полюбила однокурсника-африканца. Роман был бурным, но коротким. Он оставил ее, уехал на родину и вскоре там умер. Она вышла замуж за соотечественника. Узнала, что инфицирована ВИЧ, будучи беременной, при сдаче крови. Дочку родила в 1983 году. Нина родилась слабенькой, со стафилококковым сепсисом. В год перенесла тяжелую ветрянку, в два — опоясывающий лишай, в четыре — повторный. В возрасте пяти лет Нина попала ко мне на прием как дочь ВИЧ-инфицированной матери. Ее привела бабушка. Осталась в памяти эта пятилетняя девочка: худенькая, бледная, со следами опоясывающего лишая. Она не может есть твердую пищу из-за воспаления слюнных желез. У нее большие лимфатические узлы на шее, увеличены печень и селезенка. Помню, что я расплакалась, когда ее осматривала. Ясно было и без лабораторного тестирования, что у девочки ВИЧ/СПИД. Вскоре диагноз был лабораторно подтвержден. К счастью, в это время у нас были азидотимидин и эпивир. Мы назначили Нине эти препараты. А героическая бабушка самоотверженно ухаживала за своей безнадежно больной внучкой, обеспечивала уход и режимный прием лекарств, оберегала девочку от ненужных контактов. Нина училась на дому, и не только по общеобразовательным предметам, но и музыке. Она хорошо рисует, великолепно играет на фортепиано. Уход, хорошее питание, внимание и любовь бабушки, компетентность врачей — все это необходимые составные общего успеха. Нине повезло еще раз: ее взяла под опеку Армия спасения, обеспечить лечение материально помогла приемная мама, сама ВИЧ-инфицированная, активная участница общества помощи больным женщинам. Сегодня Нина — уже совершеннолетняя. Она находится под наблюдением врачей и продолжает принимать лекарства. Это красивая, умная и на вид вполне здоровая девушка. Она учится в вузе. Мы, врачи, наблюдаем за ней с радостью и надеждой. Что важно: рядом с Ниной оказался родной человек, ее бабушка, которая, потеряв дочь, посвятила свою жизнь своей внучке. Их семейная жизнь еще раз подтверждает установленное учеными: даже при самом тесном бытовом контакте ВИЧ/СПИД не передается. И у тех, кто сегодня заражен ВИЧ-инфекцией, остается надежда — надежда на полноценную жизнь и на успех в жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *