Как лечить наркомана — журнал #36



КАК ЛЕЧИТЬ НАРКОМАНА
Нерешенные проблемы законодательного регулирования оказания
наркологической помощи

Злоупотребление наркотиками всегда рассматривалось как одна из наиболее опасных форм девиантного поведения. Однако сейчас социальная значимость проблемы существенно возросла. Учитывая крайне ограниченные возможности отечественного здравоохранения, можно с уверенностью утверждать, что дальнейшее распространение ВИЧ-инфекции грозит социальной катастрофой и создает реальную угрозу здоровью населения.

Доступность наркотиков в современном обществе такова, что предотвратить их использование в неме- дицинских целях невозможно. В этих условиях, на наш взгляд, главной задачей общества становится не искоренение или ликвидация наркотизации, а уменьшение ее негативных социальных последствий, что может быть достигнуто только при повышении доступности потребителями наркотиков необходимой им медицинской помощи. Первым шагом на этом пути должно стать определение порядка ее предоставления. Оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации регулируется тремя федеральными законами: Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Эти законы создают необходимую правовую базу для лечения всех основных групп заболеваний. Традиционно наркомания и токсикомания считались психическими заболеваниями, и лечение больных осуществлялось в психиатрических лечебно-профилактических учреждениях. Положение существенно изменилось после принятия в 1992 г. Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» из-за отсутствия в нем четкого определения понятия «психическое расстройство».

Из-за отсутствия прямого упоминания о наркомании, токсикомании и алкоголизме в тексте этого закона на практике его нормы не распространяются на больных с наркологической патологией. В течение пяти лет, с 1992 по 1997 год, в России существовала парадоксальная ситуация. Действующий Федеральный закон, который позволял решать многие вопросы наркологической помощи, в наркологии не применялся, вследствие чего фактически отсутствовала правовая база для лечения больных наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, было достаточно внести незначительные изменения и дополнения в Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»… Вместо этого законодатель пошел по пути разработки самостоятельного Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Принятое решение нельзя признать правильным. Этот закон определил порядок оказания медицинской помощи только больным наркоманией. Вне его правового пространства остались другие широко распространенные формы наркологической патологии (токсикомания и алкоголизм).

Предметом этого закона является правовое регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ, а не предоставление медицинской помощи потребителям наркотиков. Вопросам организации наркологической помощи в нем уделено недостаточное внимание (шесть статей из 59), поэтому многие важные проблемы лечения больных наркоманией и после принятия этого закона остались нерешенными. Законодатель не относит наркоманию к психическим расстройствам. В то же время права больных наркоманией существенно ограничены. Так, закон устанавливает особый порядок медицинского освидетельствования лиц, находящихся в наркотическом опьянении; допускает установление наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; предполагает особый порядок медицинского наблюдения и учета больных наркоманией. Таким образом, для оказания наркологической помощи установлен порядок, отличающийся как от общей медицинской практики, так и от психиатрии. Разработчики Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» допустили типичную ошибку, полагая, что главным недостатком России является отсутствие хороших законов, а не плохое исполнение уже имеющихся.

Лечение больных наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом может и должно проводиться на основании норм, содержащихся в Федеральном законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В этом законе четко определены порядок добровольного и недобровольного освидетельствования, добровольной и недобровольной госпитализации, соответствующие процедуры и гарантии защиты прав как больного, так и окружающих его лиц. Внесение незначительных изменений и дополнений позволит учесть специфику наркологической патологии, обеспечить защиту прав и интересов членов семей этих больных. Использование норм Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» дает возможность оптимальным образом решить проблему принудительного лечения наркомании, вызывающую жаркие споры.

Нет необходимости возрождать не оправдавший себя институт лечебно-трудовых профилакториев, куда больные зачастую направлялись вследствие асоциального поведения, а не по медицинским показаниям. Нет необходимости принимать еще один Федеральный закон для определения оснований, порядка и условий назначения и прекращения принудительного лечения больных наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом. Этот вид наркологической помощи должен оказываться по медицинским показаниям в форме недобровольной госпитализации в психиатрический (наркологический) стационар. Такая ориентация на медицинские показания при недобровольной госпитализации является важной гарантией, что главным в ее содержании будет лечение, а не просто изоляция больного. Недостатки Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» привели к тому, что он не стал правовой базой для оказания медицинской помощи больным наркоманией и токсикоманией. Вскоре после его принятия специалисты начали говорить о необходимости внесения в закон изменений и дополнений либо разработки нового закона, регламентирующего порядок лечения больных наркоманией и токсикоманией.

Но, не использовав возможности действующего законодательства, не следует разрабатывать новые правовые акты. Коль скоро министерство и органы управления здравоохранением на местах не обеспечивают исполнение «плохих старых» законов, так же не будут исполняться и «хорошие новые», а их появление усугубит неразбериху при оказании наркологической помощи.


Печатается в сокращении.

Полностью материал опубликован: Медицинская газета. 19.04.2000 Напоминаем, что Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» обсуждался на страницах нашего журнала в №№ 3/1998, 2/1999. Прошло два года с момента его принятия, и сама практика жизни (и медицинская, и юридическая) показывает, что споры и опасения специалистов были не случайными, что несовершенное законодательство становится препятствием для полноценной и эффективной работы учреждений медицинской и социальной помощи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *