Половое воспитание подростков — журнал #35



ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ
Новые задачи и перспективы

Сексуальность и секс — необходимые составляющие человеческого бытия. С точки зрения деторождения секс необходим для продолжения человеческого рода, однако большинство сексуальных действий направлено на получение удовольствия, а не на воспроизведение потомства. Это напрямую касается подростков, и воспрепятствовать их сексуальным контактам представляется просто невозможным. По данным ВОЗ, ежегодно в мире каждый двадцатый подросток заражается ЗППП. Заболеваемость детей сифилисом в последние три года по России увеличилась в 77 раз. По данным Минздрава России, в 1997 году почти каждый десятый аборт приходится на девушек 14-19 лет. Привычным становится термин «юное материнство», когда каждый десятый новорожденный рождается у матери моложе двадцати лет. Нет сомнений, что в современном стремительно меняющемся мире возникает необходимость обеспечения молодежи доступной и достоверной информацией о принципах и приемах безопасного секса.

По определению Российской Академии Образования (РАО) половое воспитание — это система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола, половой морали, половой жизни. В задачи полового воспитания входят:

  • Привитие подросткам обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;
  • Формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
  • Защита (методами воспитания и просвещения) физического и репродуктивного здоровья подростков;
  • Обеспечение учащихся грамотной информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.

По специально разработанной анкете в школах г. Петрозаводска нами было проведено анонимное анкетирование 778 подростков 14-17 лет, из них 384 юноши и 394 девушки. Анкета разработана совместно с психологами и социальными работниками, содержит более ста вопросов, позволяющих судить о психологическом климате семьи школьника, возрасте, в котором появляется сексуальный интерес, отношении к семье и браку, информированности в вопросах контрацепции. Изучение психологического климата в семье (включая обсуждение вопросов, касающихся интимных отношений) выявило доверительную, дружественную обстановку в 63% семей, напряженную, недоброжелательную, нервозную — в 31%, равнодушную — в 6%. При этом в 20% случаев взрослые избегают разговоров на интимные темы, в 16% родители отвечают детям, но без особого желания, а в некоторых семьях (1%) существует строгий запрет на данные темы. Три четверти анкетированных доверяют членам своей семьи, при этом почти половина из них (48%) называют своим самым близким человеком, с которым делятся личными проблемами, — мать, треть — брата или сестру и лишь 12% — отца. Причем девушки доверяют последнему в 6 раз реже юношей. У каждого четвертого подростка (26%) близкого человека в семье, к сожалению, просто нет. Заслуживает внимания такой факт, как участие родителей в обсуждении со своими детьми вопросов, касающихся возрастных изменений в их организме. Только в 40% семей родители разговаривали с детьми на данную тему, причем инициаторами такого разговора сами родители были лишь в 42% случаев.

Несмотря на информированность подростков в плане предстоящих у них пубертатных изменений, 82% школьников относятся к ним спокойно, 4% подростков считают, что их половое развитие значительно отстает от сверстников, остальные испытывают тревогу по поводу изменений в собственном организме, которая у большинства из них (71%) проявляется в приступах раздражения, тоски, злости, неудовлетворенности и неосознанных желаний. В этом возрасте школьники обращают большое внимание на свою внешность. По данным анкетирования, 58% вполне ею довольны, 22% равнодушны к внешним данным, остальные находят в себе различные дефекты, причем озабоченность и недовольство своей внешностью у девушек отмечается в три раза чаще. Параллельно пубертатным изменениям появляется и возрастает интерес к сексуальным отношениям: в 75% он возникает в 12-14 лет. Потребность в общении с представителями противоположного пола появляется, в среднем, в 12-13 лет (70%), и только у 5% подростков эта потребность отсутствует в возрасте 16-17 лет. Половина школьников всех возрастных категорий пребывают в состоянии влюбленности, четверть опрошенных уже решались поцеловать любимого человека, около 49% занимаются мастурбацией. 32% анкетированных к моменту опроса уже имели сексуальные контакты (в том числе лишь у четверти они были в виде петтинга), а треть отмечают их регулярный характер. Следует выделить, что с 14 до 17 лет число живущих половой жизнью подростков увеличивается с 21% до 42%. Каждый третий из сексуально активных подростков имеет более одного полового партнера. Почти половина из тех, кто не имеет сексуального опыта, хотят его приобрести, другие пока не хотят экспериментировать. На первое место среди причин отказа от половой жизни подростки ставят физическую неготовность к ней (54%), на второе — нежелание брать на себя высокую моральную ответственность (39%), и только четверть боятся беременности и венерических заболеваний. В целом к половой жизни положительно относятся подавляющее большинство (85%) школьников 14-17 лет, единицы — негативно, остальные — безразличны (в основном, в группе 14-летних). По мнению опрошенных, «все или много» о сексуальных отношениях знают 80% из них, остальные — «мало» или «меньше сверстников».

Выявляя источники, из которых школьники получают сведения об интимных взаимоотношениях, определили, что в большинстве случаев это — печатные средства массовой информации (55%), кино- и видеопродукция (54%), в редких случаях — школа и семья (21% и 15% соответственно). Крайне важным является то, что лишь половина подростков, а в некоторых школах менее 25% знают, что такое контрацепция (из них около 60%) сексуально активных), при этом только две трети отмечают, что она является «общим делом», а не сугубо мужским или женским. Около 30% живущих половой жизнью подростков не используют никаких средств контрацепции, половина используют презервативы, каждая седьмая пара — КОК. Около 40% сексуально активных школьников не обговаривают средства контрацепции со своим партнером. Одним из распространенных заблуждений среди подростков является то, что прерванный половой акт — эффективный метод предупреждения беременности. Около 73% подростков в будущем мечтают о браке, из них большая часть (более 70%) предполагают заключить его в 20-25-30 лет, а почти каждый десятый женился бы прямо сейчас или даже раньше (из которых 55% 14-летних). Отмечено, что для большинства опрошенных девственность партнера не является обязательным условием на момент заключения будущего брака. Исследование подтвердило также феномен так называемой «двойной сексуальной морали» подростков, когда имеет место большая терпимость к сексуальной активности мужчин, причем около половины девушек предпочли бы выйти замуж за опытного в сексуальном отношении мужчину. Анализ знаний подростков о заболеваниях, передаваемых половым путем, показал, что ничего о них не знают 9%, а половина знают «очень мало». Самыми известными среди ЗППП являются СПИД и сифилис (соответственно 81% и 72%), почти половина знают о гонорее и лишь единицы — о герпесе, хламидиозе и прочих инфекциях. По данным анкет выявлено 2% школьников, переболевших ЗППП, что из сексуально активных представляет 7%. Две трети из них отмечают незащищенные половые контакты, и практически все имеют несколько половых партнеров. Самыми интересующими подростков темами являются средства контрацепции в подростковом возрасте, заболевания, передающиеся половым путем и методы их распознания, вред абортов, признаки беременности.

Резюмируя результаты исследования, в первую очередь, следует отметить следующее. Высокая сексуальная активность подростков связана с увеличением числа заболеваемости болезнями, передающимися половым путем, и ранними беременностями. Это вызывает необходимость грамотного информирования их в вопросах полового просвещения и воспитания. Отмечена мизерная роль семьи и школы, являющихся по сути мощными факторами в формировании мировоззрения подростков в процессе их полового воспитания. Выявлена потребность в усилении следующих разделов полового просвещения и воспитания: методы контрацепции, профилактика ЗППП, сохранение репродуктивного здоровья. Причем акцент в информировании подростков должен быть перенесен на более ранний возраст — 12 — 13 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *