Социальная помощь семьям: финский опыт — журнал #72



Социальная помощь семьям: финский опыт

Как повысить эффективность социальной и психологической работы с семьями, затронутыми проблемами ВИЧ/СПИДа?
Второй семинар «Повышение информированности о ВИЧ/СПИДе и методы работы с ВИЧ-позитивными семьями для социальных работников и персонала, связанного с заботой о здоровье», организованный Ассоциацией гражданского населения Финляндии (АГНФ), прошел в Санкт-Петербурге в начале сентября (о работе первого семинара можно прочитать в № 3 «ССЗ» за этот год).
Встреча состоялась в рамках проекта, посвященного методам работы с ВИЧ-позитивными семьями. Были приглашены социальные и медицинские работники, психологи Центра СПИДа, члены женских общественных организаций Санкт-Петербурга.

«Семинар органично вписывается в стратегию сотрудничества наших стран, мы делаем акцент на профилактике распространения инфекционных заболеваний. В этом году финское правительство выделило значительные средства для работы в социальной сфере, в экологии и здравоохранении. Надеюсь, что эта плодотворная деятельность будет продолжаться и дальше», – подчеркнула консул по социальным вопросам Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге г-жа Паула Карппинен, приветствуя участников семинара. «У нас впереди большие перспективы, связанные с постоянным сотрудничеством России и Финляндии. Наши отношения на политическом уровне, надеюсь, будут способствовать развитию данного проекта. Особое внимание правительства двух стран уделяют предотвращению распространения болезней и борьбе с оборотом наркотиков, – сказала главный специалист Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, профессор А.Г. Рахманова. – В России 10% ВИЧ-инфицированных матерей передают вирус ребенку. В Санкт-Петербурге эта цифра составляет 5,2%. А в Финляндии ребенок с ВИЧ-инфекцией – большая редкость. Поэтому нам есть чему учиться. Наша работа поможет семьям с ВИЧ-инфицированными детьми жить достойно и получать необходимую помощь и поддержку, в которой они нуждаются».
Доклад Аньи Салохеймо, консультанта по семейным вопросам АГНФ, был посвящен системе медицинских и социальных услуг для беременных и матерей в Финляндии: «Наша ассоциация – многоотраслевая: в ней есть и медицинская служба, и семейная, проводятся научные исследования, развивается международная деятельность. Я работаю в группе «Семейная сеть», ее цель – поддерживать родителей и маленьких детей. Мы публикуем материалыв Интернете, ведем консультации, в том числе по телефону, по электронной почте. Мы придерживаемся мультипрофессионального подхода: в работе каждой группы участвуют медик, психолог, социальный и семейный работник. Наш принцип – помочь родителям в любом вопросе, касающемся воспитания детей или супружеских отношений. Если мы не можем оказать помощь, то находим тех людей, кто сделает это».
Будущая мама в течение беременности 11–15 раз посещает районную консультацию, это необходимое условие для получения одноразового пособия, которое предоставляется всем семьям. Родители могут выбрать или комплект для новорожденного (одежда хорошего качества, предметы первой необходимости, информационные материалы для родителей), или денежное пособие: 140 евро.
Для будущих родителей организованы учебные курсы по подготовке к семейной жизни. Сотрудники АГНФ обсуждают с потенциальными отцами их роль в воспитании ребенка, в создании психологического климата в семье.
На консультациях царит атмосфера доверия, чтобы супруги могли откровенно обсуждать все интересующие их темы и задавать вопросы. При медосмотрах делаются анализы на ВИЧ и гепатит. Например, в 2006 году были обследованы 60 тысяч женщин, из них отказались от анализа на ВИЧ только 20 человек. Выявлено всего 13 ВИЧ-инфицированных. Анализ на ВИЧ можно сделать бесплатно и анонимно в любой районной консультации. ВИЧ-позитивные матери посещают обычные женские консультации.
Помощь ВИЧ-позитивным людям оказывают и различные гражданские организации Финляндии, в том числе группы взаимной поддержки. Цель ее – снять стигму, страх перед возможной дискриминацией. Это длительная работа, которая требует изменений в атмосфере общества, и финские СМИ очень активно помогают в этом.
Слушателей семинара интересовало, как привлечь к обследованию женщин, которые отказываются от предварительного наблюдения в женской консультации, ведь в России 30% ВИЧ-инфицированных беременных рожают детей без такого обследования.
«Нужно создать для них привлекательные условия, чтобы им захотелось прийти, – ответила Анья Салохеймо. – В Финляндии есть Ассоциация приютов. О ней знают все и положительно относятся к ней, потому что она хорошо работает. Если беременной женщине негде жить, ей предоставляют место в приюте. Например, в 2005 году в этих приютах было 174 мамы, из них 39% – с наркотической и алкогольной зависимостью. Здесь они могут жить во время беременности и после родов. Молодых мам учат обращению с ребенком, помогают освободиться от зависимости. Один из факторов, который привлекает матерей в приют, – это возможность арендовать после родов муниципальную квартиру и получить социальное пособие на себя и ребенка».
Бывают ситуации, когда родители лечатся, а ребенок временно проживает в приемной семье или приюте. Но родителей не могут лишить роди- тельских прав, наоборот, обеспечивают возможность возвращения ребенка в родную семью.

Принципы работы с клиентами в финской системе социального обслуживания стали темой сообщения Йоуни Сиркии, координатора проектов АГНФ в России: «Основной принцип привлечения клиентов в социальные службы – доверие.
В Финляндии законом о работе с клиентами в системе социального обслуживания установлена обязанность строго сохранять тайну. Это позволяет клиенту доверять социальному работнику. Надо, уважая взгляды человека, дать ему время и возможность самому найти решение проблемы. Это длительный процесс мотивирования».
Социальный работник выступает в двойной роли: он и контролирует клиента, и поддерживает его. При этом необходимо своевременное вмешательство – до того, как проблемы накопились.
«В работе с семьями мы придерживаемся принципа партнерства родителей, воспитателя и социального работника, – сказал Й. Сиркия, – поскольку они дополняют друг друга. В системе защиты детей в Финляндии во главу угла ставится принцип приоритета интересов ребенка, и цель этой работы – благо ребенка. Оно обеспечивается постоянством семейных отношений: ребенок остается у родителей. С нашей поддержкой родители должны стать достаточно сильными и самостоятельными, способными справляться со своей ролью и удовлетворять потребности ребенка с учетом его возраста».
Финский закон о защите детей наделяет каждое частное лицо правом, а каждое официальное лицо — обязанностью передать имеющуюся у них информацию о неблагополучии какого-либо ребенка представителям социальных служб. Номер телефона круглосуточной кризисной социальной службы знают все. Социальная служба, в свою очередь, должна рассматривать все заявления такого рода. Разумеется, это закрытая информация, огласке она не предается. Сотрудник социальной службы выслушает сообщение и, если кто-то срочно нуждается в помощи по данному адресу, передает эту информацию дальше, например, в районную полицию. Кроме того, действует муниципальная кризисная социальная служба, у которой есть свои машины, ее сотрудники могут срочно выехать на место.
Родителей вызывают для беседы в социальную службу, потом социальные работники приходят к ним на дом, разговаривают отдельно с ребенком и на основе этих трех встреч либо заканчивают работу, либо предлагают вмешательство – помощь, лечение, поддержку и т. д. Почти в половине случаев принимаются дальнейшие меры. Бывает, что родители не хотят впускать социального работника. Тогда ему может оказать содействие полиция. Благодаря этому закону удается вовремя вмешаться в ситуацию – до того, как проблемы становятся трудноразрешимыми.
Между тем, в России граждане часто остаются безразличными к судьбам детей. Не знают они, и куда нужно обращаться, чтобы помочь ребенку в кризисных случаях: информации явно недостаточно. Социальная реклама на радио и телевидении обходит эту проблему молчанием.
В России иной подход и к роли супругов в семье. Обычно социальные работники делают акцент на роли матери. А их финские коллеги работают с обоими родителями: ведь если привлечь к работе и мать, и отца, многие трудности можно преодолеть легче, потому что тогда в ответе вся семья.

В Финляндии мужчины больше участвуют в семейной жизни, в воспитании ребенка. «Отцы часто присутствуют при родах. Им постоянно говорят о важности роли мужчины в семье, в жизни ребенка. Вы тоже до этого дойдете! – пообещала российским коллегам специалист по мультикультурным вопросам АГНФ Анита Новицкая. – У нас отец имеет право на отпуск после рождения ребенка одновременно с матерью (хотя и не очень продолжительный). Это дает возможность разделить с женой заботы по уходу за ребенком в самый ответственный период, который начинается с роддома: сейчас у нас все больше открывают так называемые семейные палаты и семейные комнаты – там отец ночует вместе с женой и ребенком».
На втором семинаре организаторы решили уделить больше внимания тому, как социальным службам искать – и находить – тех клиентов, которые сами на контакт не идут. Этому был посвящен доклад Аниты Новицкой.
В Финляндии, по ее словам, нашли действенный способ привлечь к обследованию практически всех беременных женщин. Играет свою роль экономический фактор, о котором говорилось выше. Однако социальные работники не ждут, что люди придут к ним в офис.
Они сами выходят на улицы, в места, где собираются их потенциальные подопечные. Это так называемая аутрич-работа, или «полевая работа». Там они общаются с молодежью, с людьми, имеющими алкогольную или наркотическую зависимость. «В такой работе очень важен контакт с полицией, куда стекается информация о неблагополучии детей. Она хорошо знает, где собираются молодые люди, алкоголики, наркоманы, и обеспечивает безопасность социальных работников. Полиция – это не только контроль, но и поддержка и помощь».
Сетевая работа проводится между всеми ведомствами, всеми заинтересованными организациями, социальной службой, полицией, специалистами по лечению наркозависимости и т. д. В нее вовлечены и детские сады, и школы, и неофициальные организации, обеспечивающие нуждающихся питанием. Неблагополучные семьи опекают специалисты разного профиля.
«Но, – уточняет Анита Новицкая, – должна быть выстроена общая стратегия такой работы. Иначе окажется, что социальная служба поддерживает клиента, а правоохранительные органы видят свою задачу в его наказании; такая деятельность неэффективна. Поэтому необходим общий план работы».
«В отличие от Финляндии, где эти структуры работают в тесном контакте, российские социальные работники и милиция разобщены, – напомнила профессор Рахманова. – Мы должны взять на вооружение опыт наших коллег и подумать, как реализовать его в России».
Во многих городах Финляндии социальные службы дежурят на улицах: специальные микроавтобусы ездят по определенным маршрутам. Алкоголики, наркоманы знают, где находится машина в определенный день: они имеют возможность получить там чистую одежду, еду, лекарства. В этих машинах можно получить медицинскую помощь, оформить социальное пособие.
Эти службы ищут на улицах не только проблемных родителей, но и их детей. Но если семья не готова принять помощь, работа окажется неэффективной. Очень важно вместе с супругами определить характер помощи, которую они готовы принять. И только после этого можно начинать беседу, например, о влиянии наркотиков и возможностях лечения, о реабилитации.

Нельзя планировать работу абстрактно – для всех сразу, считая, что специалист всегда знает ситуацию лучше, чем его клиент (именно такой подход обычно практикуется в России). Финские специалисты опираются на суждение датского философа Сёрена Кьеркегора (S ren Kierkegaard): «…чтобы помочь человеку достичь цели, необходимо вначале узнать его таким, каков он есть, и планировать работу для этого конкретного человека. Кто этого не понимает и думает, что может просто помочь нуждающемуся, обманывает себя. Чтобы помочь другому, надо сначала понять, как он видит ситуацию. Иначе тебе не поможет даже то, что ты понимаешь и знаешь больше, чем тот, кому хочешь помочь». Эту позицию сегодня разделяют и многие участники российско-финского семинара.

Елена ЛИПЛАВСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *