Женщины, дети и ВИЧ/СПИД — журнал #71



Редколлегия ССЗ благодарит Министерство иностранных дел Финляндии за финансовую поддержку дополнительного тиража этого номера

Поговорим о вашем ребенке
Особенности социальной помощи семьям с ВИЧ

Пути повышения эффективности социальной и психологической работы с семьями, затронутыми проблемами ВИЧ/СПИДа, обсуждались на российско-финском семинаре, который состоялся 20 мая в Санкт-Петербурге.
Это был первый из серии запланированных семинаров в рамках проекта «Повышение информированности о ВИЧ/СПИДе и методы работы с ВИЧ-позитивными семьями для социальных работников и персонала, связанного с заботой о здоровье». В работе семинара приняли участие социальные работники Санкт-Петербурга, психологи Центра СПИДа, студенты Санкт-Петербургского медицинского училища № 2, члены женских общественных организаций, представители администрации города и средств массовой информации.
Руководитель проекта г-жа Хеллеви Хатунен, открывая семинар, сказала: «Мы начинаем проект для социальных работников; это проект семейного подхода.

Хеллеви ХАТУНЕН, руководитель российско-финского проекта «Повышение информированности о ВИЧ/СПИДе и методы работы с ВИЧ-позитивными семьями для социальных работников и персонала, связанного с заботой о здоровье» (вторая слева в нижнем ряду), и Йоуни СИРКИЯ, координатор проектов ближнего зарубежья Ассоциации гражданского населения Финляндии (крайний справа) среди самых юных участников первого семинара — студентов Санкт-Петербургского медицинского училища № 2. Первая слева — преподаватель МУ № 2 Вера ГУЛЯЕВА.
Санкт-Петербург, 20 мая 2009

Мы представляем Ассоциацию гражданского населения Финляндии, в России у нас несколько партнеров, и среди них — Санкт-Петербургский городской центр СПИДа.
Наша организация, созданная в 1941 году и насчитывающая около ста сотрудников, работает в сфере социальной защиты населения. У нас есть Отдел семейной работы и поддержки супружеских отношений. Мы занимаемся вопросами семейной и демографической политики, сексуального здоровья.
В России мы проведем для социальных работников три семинара и постараемся совместными усилиями найти новые подходы к нелегкой работе с ВИЧ-позитивными семьями. У социальных работников — участников этого проекта — будет постоянная поддержка и помощь с нашей стороны».
Приветствуя участников семинара, начальник отдела по вопросам демографии и гендерной политике Комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга Марина Викторовна Жукова подчеркнула: «Этот проект очень важен для нашего города. Работа с семьями, затронутыми проблемами ВИЧ/СПИДа, — это и профилактика отказа от ребенка, а следовательно, профилактика социального сиротства.
Вопрос этот носит медико-социальный характер, но если здравоохранение начало заниматься проблемами ВИЧ/СПИДа в 1987 году, то учреждения социальной защиты — сравнительно недавно. За два года в девяти районах нашего города были созданы службы или отделения социального сопровождения ВИЧ-инфицированных женщин с детьми.
Такие отделения мы планируем создать и в остальных районах Петербурга. Большой авторский коллектив занят подготовкой методических рекомендаций по социальной работе для специалистов — психологов, работников социальных служб.
Понятно, что интегрированная система медико-социальной защиты предполагает такую модель, когда ВИЧ-инфицированные люди находятся в поле зрения медицинских и социальных государственных служб и, конечно, некоммерческих негосударственных организаций, которым мы очень благодарны, потому что в период становления и развития социальных служб часто прибегаем к их опыту. Сегодняшний семинар дает возможность ознакомиться с тем, как работают с такими семьями в Финляндии».
В ходе семинара состоялась презентация книги «Медико-психологическая и социальная помощь семьям с ВИЧ/СПИДом». Этот сборник научно-практических статей представила аудитории его редактор, доктор медицинских наук Аза Гасановна Рахманова. Она, в частности, отметила, что в издании обобщен опыт работы Санкт-Петербургского центра СПИДа, который первым в России создал Отделение медико-социальной службы и в настоящее время успешно развивает это направление. В книге показаны возможности психологической и социальной помощи пациентам, приводится описание инновационных услуг, которые разработаны и внедрены в Центре СПИДа. Изданная тиражом в 300 экземпляров, эта книга быстро разошлась среди работников социальных служб и общественных организаций города. Безусловно, книга заслуживает переиздания большим тиражом, она должна стать актуальным справочно-методическим пособием для каждого специалиста, работающего в этой области.
В работе семинара приняли участие консультант по семейным вопросам Ассоциации гражданского населения Финляндии Анья Салохеймо и специалист по мультикультурным вопросам Анита Новицкая. Они рассказали о методах работы с ВИЧ-позитивными семьями в их стране.
«Поговорим о вашем ребенке» — так они определили тему первого занятия, где речь шла о системном подходе и методике проведения бесед в семьях с ВИЧ-инфекцией.
С точки зрения финских коллег, основными принципами работы с такими семьями должны быть:

  • перенос акцентов с поиска проблем на положительные факторы и возможности;
  • конфиденциальность;
  • откровенность;
  • уважение родителей;
  • доброжелательная и поддерживающая атмосфера;
  • добровольное участие родителей в этой работе.

Наблюдая за родителями, ребенок гораздо больше видит, понимает и чувствует, чем обычно кажется взрослым. Случайно услышанный телефонный разговор, подавленное настроение матери, таблетки на столе, приезд «скорой помощи»… Все это, оставаясь необъясненным, может породить в душе ребенка чувство вины: «Это из-за моего поведения мама такая грустная, это я виноват». Атмосфера недоговоренности, тайны формирует нервозность, а груз ответственности, который ложится на детей в таких семьях, оказывается для них непосильной ношей. Они становятся не по годам взрослыми, пытаются помочь родителям решить их проблемы (дать маме лекарство в нужное время, вызвать врача и т. п.) — и сами лишаются детства. Вместе с тем ВИЧ-положительные родители сами порой не знают, как объяснить ребенку свое состояние.

Анья САЛОХЕЙМО, консультант по семейным вопросам Ассоциации гражданского населения Финляндии, и Анита НОВИЦКАЯ, специалист по мультикультурным вопросам, на первом семинаре российско-финского проекта «Повышение эффективности социальной и психологической работы с семьями, затронутыми проблемами ВИЧ/ СПИДа».
Санкт-Петербург, 20 мая 2009

Финские психологи рекомендуют опираться при этом на следующие принципы:

  • говори с ребенком на языке, соответствующем его уровню развития, используя выражения, которые ему знакомы;
  • объясни ребенку то, что он увидел и услышал;
  • когда ты рассказываешь ребенку о трудностях, всегда говори и о способах их преодоления («Я болею, но принимаю лекарство»);
  • поощряй ребенка говорить обо всем, что его волнует.

При работе с семьей, затронутой проблемой ВИЧ/СПИДа, необходимо четко ставить перед собой цель: она не должна быть расплывчатой и ориентированной на отдаленное будущее. Цель должна быть конкретной и реально достижимой (порой очень скромной — например, встретиться еще раз с этой семьей через неделю), как бы нам ни хотелось ускорить процесс. Социальный работник должен тщательно продумать и спланировать свое посещение. Такая работа подразумевает серию встреч с родителями и ребенком, каждая из которых имеет свои особенности. Например, во время первой беседы с родителями необходимо:

  • поговорить о семейной ситуации и о том, как она влияет на ребенка;
  • определить, что беспокоит родителей;
  • дать родителям возможность освободиться от чувства вины и стыда;
  • помочь им настроиться на положительное будущее ребенка;
  • определить вместе с родителями способы поддержки ребенка.

После того как решены эти задачи, специалист планирует свою встречу с ребенком. На этом этапе работы важно:

  • достичь положительного эмоционального контакта с ребенком;
  • побеседовать с ним о бытовой стороне его жизни;
  • снять с него стигму заболевания (по предварительной договоренности с родителями);
  • выяснить, что ребенок знает о ситуации в семье, что он видел, слышал и т. д.;
  • побеседовать с ребенком о его родителях (какие вопросы он хотел бы задать им, какие темы обсудить);
  • пообещать ребенку сохранить его тайну: «Только с твоего разрешения я могу…»

Далее планируется вторая встреча с родителями, на которой специалист рассказывает им то, что разрешил передать ребенок. При этом необходимо сориентировать родителей, как отвечать на возникающие у детей вопросы, и определить, какая информация может быть полезна их ребенку (например, трехлетнему малышу не нужен подробный рассказ об особенностях ВИЧ-инфекции, а вот подростку эти знания необходимы). При этом очень важно, как подчеркнули финские специалисты, убедить родителей в том, что ответственность за ситуацию в семье лежит на них и манипулировать чувствами детей недопустимо.
Системная работа с ВИЧ-положительными семьями предполагает очень тонкую и корректную тактику специалиста, поощряющего инициативное поведение родителей и не стремящегося подменить их мнение своими установками. Во время встречи со всеми членами семьи социальный работник направляет беседу, поднимает вопросы, которые волнуют и родителей, и детей, дает информацию, куда можно обратиться за помощью, но сам при этом не навязывает готовых решений.

***

В перерыве мы взяли интервью у Аниты Новицкой. Она сказала, что работает с семьями переселенцев и часто сталкивается с недоверием к медицинским и социальным службам у бывших российских граждан.

ССЗ: Это говорит их печальный опыт. Ведь в России эти службы скорее не поддерживают, а контролируют людей. В лучшем случае вам могут предложить стандартный продуктовый набор или материальную помощь. Но для этого надо сначала собрать документы и отстоять в очереди.
А.Н.: В Финляндии эти службы более доступны, документов много не требуется. Мои коллеги стараются исходить из потребностей самого человека и максимально помочь ему решить те проблемы, которые наиболее остро стоят перед ним и его семьей. Его не осуждают, не наказывают. В то же время мы не поддерживаем иждивенческие настроения, свойственные порой больным людям в России: «Вы обязаны, вы должны…» Напротив, что касается воспитания детей, ответственности за семью, мы говорим таким родителям: «У вас нет причин перекладывать решение этих проблем на государство. Вы сами способны воспитывать своего ребенка, отвечать за семью. А мы предоставим вам необходимую помощь». Например, если мать — инвалид в коляске, по ее желанию ей могут присылать помощника для уборки квартиры или семейного работника для того, чтобы отвести детей в бассейн, на занятия. Могут предоставить услуги по ремонту квартиры.

ССЗ: В России в трудных ситуациях матери нередко отказываются от детей…
А.Н.: В Финляндии практически нет отказных детей. Если в данный момент родители не способны воспитывать ребенка, его могут поместить в семью временного проживания или приют, но при этом поддерживаются его контакты с биологическими родителями, и все знают, что при благоприятных обстоятельствах ребенок сможет вернуться в свою семью. Но такого понятия, как лишение родительских прав, у нас нет. Эти права — пожизненны, как права человека. В Финляндии это считается не правом родителей, а правом ребенка. Если мать или отец — алкоголики, наркоманы, их ребенок годами может жить в другой семье, но не терять связи с родными. Это является для родителей мощным стимулом: пройти лечение и вернуть ребенка в семью.

ССЗ: Как социальные службы Финляндии узнают о неблагополучии в семьях, где есть дети? Ведь эта информация обычно скрывается от посторонних.
А.Н.: У нас почти все дети ходят в детский сад и абсолютно все школьники учатся. Педагоги, врачи обязаны предоставлять тревожную информацию в государственные службы, в Службу охраны детей. Там должны выяснить ситуацию, при необходимости вмешаться. Кроме того, всегда есть соседи (они у нас довольно активны). К тому же у неблагополучных семей есть очень сильный стимул дойти до нас: они получают пособия по безработице, по уходу за ребенком, другую помощь. Так называемые «материнские деньги» положены всем мамам, и у нас 99% беременных женщин проходят наблюдение в медицинских учреждениях. Алкоголики тоже получают пособия. И они заинтересованы прийти к нам. Мы считаем: если человек взрослый и он выбрал такой образ жизни, мы не имеем права заставить его лечиться (исключая случаи агрессивного поведения и ситуации, когда человек угрожает самоубийством).

ССЗ: В то время как мы привыкли жаловаться на трудности и многое на них списывать, вы рекомендуете семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, искать позитив и стараться взглянуть на проблему с оптимизмом.
А.Н.: Финны — суровый народ. И эту методику — настроиться на позитив — привезли нам американские коллеги. Если человеку постоянно говорить, что он этого не может, того не может, он и будет чувствовать себя беспомощным. А когда показываешь ему возможности, человек чувствует, что он сам может чего-то достичь, у него возникает желание продолжить эту работу, и его силы умножаются. Эта методика отлично работает!

ССЗ: Говоря о ситуации с ВИЧ-инфицированными семьями в Финляндии, вы сказали: «У нас нет стигмы». Как вам это удалось? Или этот вопрос неправомерен, и логичнее было бы задаться вопросом: почему в России она есть?
А.Н.: Люди не боятся поддерживать отношения, они хорошо информированы и знают, что не могут заразиться бытовым путем. Они здороваются, обнимаются, спокойно общаются. Люди с тяжелыми заболеваниями, инвалидностью не отгорожены у нас от общества. Дети-инвалиды посещают тот же детский сад и школу, что и остальные. Если у ребенка эпилепсия, диабет, тяжелая аллергия, аутизм, в России его не возьмут в детское учреждение. У нас же никакой детский сад не имеет права отказаться от такого ребенка, ему просто назначается лечение, а его родители продолжают работать и вести нормальную жизнь, не принося себя в жертву и не замыкаясь в четырех стенах.
Или другая крайность: в России есть школы-интернаты для слепых, глухих… В нашей стране этого нет: есть просто специальные классы, но в обычной школе, и дети с ограниченными возможностями после занятий приезжают домой, в семью. Встречаясь с ВИЧ-инфицированным ребенком, родители здоровых детей не шарахаются от него, не боятся, что их ребенок заразится. Пришел в гости ребенок-даун — прекрасно, наши дети с ним общаются и привыкают к тому, что в мире есть и такие люди. Может, благодаря всему этому у нас и нет стигмы.
Наша методика направлена на то, чтобы дети были правильно информированы и их потребности были удовлетворены, чтобы дети понимали ситуацию, но не были перегружены ответственностью за семью: это функция взрослых.

***

О специфике социальной и психологической работы с ВИЧ-инфицированными пациентами и их семьями рассказала психолог Центра СПИДа Ольга Владимировна Кольцова, которая уже несколько лет ведет здесь эту работу.
В ходе семинара состоялся живой обмен мнениями, прошли дискуссии по наиболее острым вопросам. В заключение финские коллеги подчеркнули:
проблемы ВИЧ-инфицированного человека не должны отделяться от проблем других больных людей, нельзя такого человека изолировать от обычной жизни. Он должен ощущать себя полноценным членом общества.

Елена ЛИПЛАВСКАЯ
Фото Татьяны ПАВЛОВОЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *